Больше рецензий

29 марта 2015 г. 18:11

838

4

— Коростель, Коростель, это я, Орикс. We have a problem.
— TITS or GTFO!
— А, Тупик, это ты. Ну ладно, будет тебе обложка.

Не зная ещё, о чём книга, не читамши других отзывов, я всё равно сразу подумала, что Орикс и Коростель — это позывные. Удивительно, что в кои-то веки моя интуиция сработала. Практика никнеймов вместо имён в контексте книги действительно оправдана — какое тебе дело до Джонов, Джимии, Джейн и прочих Дж, если весь мир рушится? Тут уж лучше сразу знать, кто перед тобой. Трепетная лань "орикс" или сумасбродный Снежный Человек. Имена тебе ничего не расскажут.

Роман-то на самом деле про апокалипсис, созданный руками человека. Если бы о нём рассказывало какое-то неизвестное третье лицо, всевидящий автор или просто какой-нибудь дядя Джонни, то он был бы насквозь пропитан смрадом паранойи. Какие-то замкнутые городки высшей касты, повальная деградация обычных людей и множество тревожных звоночков. Вас специально травят, вас специально мучают, ваша жизнь становится всё хуже, потому что так задумано. Вот только историю нам рассказывает не автор и не Джон, а Снежный Человек, бывший Джимми. Мы видим всё его остекленевшими непонимающими глазками, а значит умудряемся пропустить и нарастающее беспокойство, и все сигналы о грядущем бедствии. А почему? Мне кажется, потому что автор его ненавидит, поэтому специально сделала туповатым и отталкивающим персонажем, который настолько погряз в собственных тараканах, что уже на настоящего человека и не катит. На самом деле, не исключено, что в этом как раз его жизнеспособность и заключается. У него нет особенных талантов, и даже то, что он "человек слова" никак ему не помогает в жизни, тем более, что он (как и почти каждый "человек слова") мнит себя гением, на деле являясь ленивой пустышкой будь у него даже действительно некий потенциал за пазухой. Он человек с плаката "Символ прокрастинации", Джимми думает только о себе, поэтому что ему там какой-то апокалипсис, пока он лично ему за шиворот не закатится.

Поэтому наблюдать за Джимми, оказавшимся в постапокалиптическом мире, невероятно уныло, но полезно. Ведь если ты в обычной жизни был бесполезным говном, то и после конца света велика вероятность, что таким и останешься. Вспомним научно-фантастические фильмы про апокалипсисы, неважно какой тематики. Выжившие герои ищут других выживших, собирают остатки еды и полезных вещей, строят укрепления и жилища, запасают оружие, постоянно что-то делают. А Джимми? Джимми немедля деградирует до состояния мерзкого ленивого йети. Наверное, втайне он даже рад, что можно теперь не париться по поводу одежды и ходить с голой жопой в простыне. Джимми будет бухать, пока не кончится бухло, спать на дереве и жалеть себя. Бесконечно долго.

Хотя есть у Джимми одна отдушина, как раз для "человека слова". Под его крылом находится несколько десятков искусственно выведенных людей, которым он бесконечно долго может затирать свои побасенки, представляясь великим пророком. И хотя он по своему обыкновению ноет, как его это задолбало, я уверена, что на самом деле он от этого тащится. И к юным ницшеанским сверхчеловечкам бежит не потому, что его старый друг попросил, а потому что это единственный способ почувствовать себя хоть как-то значимым. Пусть на самом деле он им уже и нафиг не нужен, скорее они ему.

Читать это всё довольно любопытно, хотя товарищ Джимми и раздражает изрядно. Такое ощущение, что Этвуд решила при помощи его образа пропесочить какого-то конкретного знакомого. Или припечатать сразу пласт подобных мужиков-нытиков, дескать деградируют. Но в противовес мерзкому Джимми нет ни одного положительного образа — ни женского, ни, тем более, мужского. Орикс — послушная скучнейшая марионетка. Коростель — социопат с комплексом бога. Многочисленные второстепенные персонажи — так и вовсе не пойми что.

Из всей книги больше всего заинтересовало само описание создания сверхчеловека. Пусть и понятие сверхчеловека у социопата весьма своеобразное, но попробуем взять шире. Допустим, технологии действительно позволили создать существо другого порядка на базе человеческих существ. И что? Нам-то что с этого? Получившиеся гибриды у Коростеля ближе к животным и роботам, чем к людям. Человечество от этого лучше не стало, как деградировало, так и сколлапсировало. А если уж так хотелось освободить от гнёта матушку-природу, то незачем для этого было придумывать мужиков с синими пенисами. Достаточно просто самоуничтожиться.

Комментарии


Ближе к концу в книге есть один примечательный момент: гибриды-с-синими-пенисами всё-таки оказываются слишком людьми. Коростель не смог создать мыслящих существ без воображения, без тяги к волшебному, без склонности к искусству. Они всё равно люди.


Первый блин комом.


Или же: миссия невыполнима )


Дальше читать будешь? Уже во второй части угол зрения серьёзно поменяется.


Уже прочитала. Второй том чуть меньше понравился, но к первому весьма полезен.


Да, градус трагедии как-то снизился в нём, но всё равно мне понравилось.


Я там немножко не поняла, к чему все эти женщины. Какие-то они никакущие. Табита ещё ничего, но про неё, как раз, маловато. И вот эти постоянные совпадения, что все друг друга знают, везде встречают, как будто в мире всего два десятка людей.

Третью жду =)


Надеюсь, третью не слишком порезали, а то ведь грозились.