Больше рецензий

Philosopher

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2015 г. 12:31

615

3

Книга, полностью не оправдала мои ожидания. Хотя бы потому что ожидания в разные периоды чтения книги были разными. Минаев местами удивлял, местами расстраивал, местами хотелось посмотреть автору в глаза, обсудить тот или иной момент. В целом, можно сказать, что книга удалась. Теперь по кусочкам.

1. Название.

Сразу резануло слух. Чисто рекламное, под выход на экраны второй части фильма Духлесс. Получается, читателям надо напоминать - это тот самый Минаев, это он написал тот самый Духлесс, который Вы смотрели. Не наоборот. Это печалит. Это делает книгу сразу какой-то вторичной.

2. Слог.

Тут надо отдать должное - слог у Минаева очень и очень вкусный. Книгу можно разобрать на цитаты - что, как и видно в Лайвлиб, происходит. Всего 4 рецензии и уже 26 цитат. Уверен, эта пропорция будет только увеличиваться. 5 рецензий, 100 цитат, 6 рецензий 150 цитат, и так далее. Действительно, острый язык, неординарные сравнения, яркие мысли. Но когда читаешь книгу целиком, стараясь не прерываться, чувствуется волнообразность. Иногда автор уходит с головой в книгу, и тогда повествование становится ровным, интересным, иногда каждый абзац автору дается с трудом, и при чтении ощущаешь эту езду по неровной дороге. Каждую кочку, которую автор хочет завуалировать яркими образами, все равно ощущаешь. Так или иначе, благодаря этому местами едкому, местами циничному, местами лиричному и эмоциональному повествованию книга читается легко.

3. Главный герой.

На презентации книги Сергей уверял, что герой книги - вовсе не он лично. "Я-то люблю общаться с читателями"- потупив взор, отвечал он одной из поклонниц. Конечно, герой и автор книги никогда не может быть одним лицом. Даже если автор пишет автобиографическую повесть. Но в данном случае кризис главного героя книги это кризис самого автора, скорее всего временный. Возможно, именно поэтому герой получился таким живым. Хотя на примере любимого мною Стивена Кинга могу сразу же сказать - раз автор начал писать книгу про писателя, про кризис писательства - это явный признак кризиса автора.

4. Сюжет.

Сюжет глубоко вторичен. Возвращаясь к тому же Стивену Кингу - его фамилия ни разу не была озвучена в книге, но "Тёмная половина", "Секретное окно, секретный сад", даже "Мешок с костями" у Кинга примерно об этом же. О кризисе писателя, о двойнике, попытка разобраться в своем творчестве. Да и не только у Кинга всплывают эти темы. Конечно, это переживает любой писатель. Но пока у писателя есть живые идеи, он не станет писать об этом. Есть в этой теме что-то личное. Автор одновременно открывается, подставляясь под удар, но при этом чувствует, что уж очень разоткровенничался и пытается снова закрыться. Потом, понимая, что книга-то пишется, надо продолжать, снова раскрывается и тут же снова прячется. И так всю книгу. Почти все книги о писателях у Кинга получились не такими удачными, как другие (ну разве что Мизери - но там совсем другая история).
У Минаева тоже. Сюжет до боли простой. Детективная история, на который закручена вся повесть, достаточно скучна. Но главное, лично для меня, переход от экзистенцианальных размышлений к полицейским разборкам оказался неприятным. Воспринимается как слив. К середине книга надоела, книгу писать уже не хочется, но сроки поджимают, надо заканчивать. "Вот вам парочку крутых моментов, и прощай книга, иди уже скорее в массы, не хочу иметь с тобой ничего общего". Именно по этой причине к концу книги не остается каких-то серьезных размышлений, ярких образов, с которых начинается книга, а Камю, который периодически упоминается и призывается автором, вдруг оказывается подвешенным в невесомом состоянии и просто нелепо болтает ножками, не понимая, что вообще он тут делает.

5. Резюме.

В целом книга понравилась. Нет, скажу по-другому. Понравился автор, понравилось его видение. Великолепные образы - будь то отношения героя с женщинами или дочкой, яркая, живая, настоящая Москва в совершенно разных ракурсах и цветах, с её набережными, вокзалами и метро. Интересные мысли, интересны взгляды автора. Но книга явно выстрадана. Вытянута за уши на свет, как бедный младенец, который вовсе не хочет выходить из утробы матери, поэтому получается долгожданным, любимым, но хиленьким, требующим особого ухода, ребёнком.

Вот такие вот мысли. Так или иначе - появилось желание почитать Сергея еще.