Больше рецензий

15 марта 2015 г. 23:45

534

4

Детские книги о взрослых вопросах всегда трудно оценивать, потому что в них содержится изрядный градус недоверия. Вот, например, я смутно верю тому, что шведские детишки дразнили еврейскую девочку, спасённую из Германии, "жидовкой". Дети могут быть (да даже не могут быть, а совершенно точно являются) жестокими, но в других сферах. Раса, национальность, инвалидность — это всё тьфу и растереть для них. Так же я не верю тому, что девочку дразнили бы из-за того, что она не говорит на шведском или говорит плохо и делает ошибки. Это же дети! Им, напротив, ужасно любопытны человечки из других стран, с их опытом, с их непохожестью, с их смешным коверканьем языка. Я встречала детей — уже почти подростков, не говоря про мелочь, — которые и вовсе без знания языка друг друга умудрялись находить общий язык жестов и рисунков. Впрочем, я вполне могу принять, что главную героиню травили за её непохожесть на остальных — погружённость в себя, грусть, любовь к книгам... Но как раз это из текста книги и не следует.

Во всех же остальных аспектах книжка прекрасная. Двух сестёр из богатой семьи отправляют в Швецию, но не в какой-то крупный город, а в крошечное поселение у самых скал. Думаю, причины и так уже понятны: в Германии война, детей спасают различные гуманитарные миссии, а вот взрослых евреев вывезти совсем не так просто. Так что мама и папа пишут дочуркам письма, а они пытаются свыкнуться с этой непривычной страной. В ней холодно, мокро, бедно, кругом рыба и христиане, которые капают на мозги своей строгой религией. К тому же девочкам пришлось разделиться. Автор больше рассказывает о старшей сестрёнке — и неудивительно, потому что младшая находится в том возрасте, когда адаптация происходит мгновенно. И вот младшая уже свободно чирикает на шведском, дружит со всей школой и словно родилась на этом скалистом фьорде. Старшая же рефлексирует, мучается, не находит себе места, не видит любви в тех скупых северных людях, которые её окружают. Хотя любовь эта есть, и к концу повести она становится совершенно очевидной не только для всезнающих взрослых нас с вами, возвышающимися над произведением, но и для самой главной героини.

Хорошая тёплая книжечка о главном, заодно впитавшая в себя холодный солёный морской воздух и искреннее удивление чужеродного элемента. Следить за развитием главной героини — одно удовольствие, вживаться в её шкуру щекотно и не всегда уютно, но очень атмосферно и по-человечески полезно. Простые жизненные дилеммы, обычные трудности и тёмное нависшее где-то на горизонте пятно осознания, что мама и папа остались где-то далеко в страшном и опасном месте, отчего мельчайшие проблемы воспринимаются несколько по-иному.

И всё же ребёнок есть ребёнок, подросток есть подросток. Та же, кто находится на стыке этих двух состояний, всё равно остаётся обычной девочкой, пусть и в чужой стране. За неё хочется переживать. И оно того стоит. Надеюсь, что продолжения не хуже.

Комментарии


По-поводу инвалидности, не знаю как в шведских реалиях, но у нас вполне себе проявляется жестокость сверстников. Знаю, что говорю.


Серьёзно? Я-то могу судить только по своей обстановке и по той школе, где работала. Действительно не было никаких проблем.


Если уж в техникуме, где все абсолютные инвалиды, умудрялись (верю, что это были какие-то особенные придурки) других обзывать...
И в детстве мне доставалось (не то, чтобы сильно, но было) палкой по спине, чтобы проверить мой корсет на крепость. А девочка, которая сама в очках была, обзывающая меня очкариком, это вообще... Кстати, жалости особой среди инвалидов тоже нет. А казалось бы.


Прискорбно =( Значит, тут кому как повезёт. Я сталкивалась с адекватами, а некоторые — с агрессивными дураками.


Ну, этих дураков в моей жизни было мало, гораздо больше нормальных людей. Это еще и от того зависит, с каким окружением жизнь сталкивала. У нас в школе сейчас тоже пара инвалидов учится, вроде нормальное к ним отношение среди детей.


Еще больше захотелось прочитать после вашей рецензии, но я в переводе шведское не читаю, а в моей городской библиотеке очередь на три месяца вперед именно на первую часть тетралогии.
Только разве в книге католики? Их же очень мало в Швеции.


Это я не подумав ляпнула, надо исправить на "христиан". Что-то я даже не помню, кем именно они там были, редко обращаю на это внимание.


У нас изрядно изводили девочку-мусульманку в школе, именно по религиозному признаку. Причем она религиозность свою на людях никак не демонстрировала, даже хиджаб не носила; и не сказать, чтобы как-то иначе "давала повод" (держалась с другими высокомерно или отстраненно, например). Но вот кто-то узнал, и потом прохода ей не давали.


Наверное, от родителей пошло.


О, а я вот тоже по полной огребала сначала в Подмосковье за имя и акцент, а потом в Риге- за то же. И "чурки" "хохлы" и "гансы" (это латыши) были повседневностью.
И вот сейчас я работаю в хорошей, респектабельной школе и вижу проблемы с унижением толстых детей. И бедных.


Вот, например, я смутно верю тому, что шведские детишки дразнили еврейскую девочку, спасённую из Германии, "жидовкой".

Почему нет, если услышали это от взрослых?


Вот этот момент как раз меня и смутил. Все взрослые там очень толерантно относились к девочке, и когда родители узнали о таких обзывашках, то всыпали обидчикам по первое число.