Больше рецензий

Clickosoftsky

Эксперт

Старожил Лайвлиба

12 марта 2015 г. 23:02

735

5

Должна быть благодарна своему с детства слегка перекошенному в определённую сторону чтению, потому что без него мне эту книгу было бы не одолеть. Да, вот так получилось, что я без сносок и тезауруса понимаю, что такое бейдевинд и норд-ост-тень-норд, салинг и краспицы, кокпит и вилливауз, люверсы и спинакер :) А тем читателям, которых приводят в ступор даже такие невинные фразы:

Первым делом спустил грот и закрепил гик за кормовую кницу. Всё ещё слишком много парусов для встречного ветра. Заменил генуэзский стаксель штормовым...

— нет, им за эту книгу браться категорически не советую. Впрочем, Фрэнсис Чичестер писал о своём кругосветном плавании в первую очередь для яхтсменов, которым важно было знать, как именно осуществлялся тот или иной манёвр, с какими трудностями можно столкнуться на этом маршруте, на что следует обратить внимание при подготовке к такой отчаянной затее.
А предприятие и в самом деле было редкостной авантюрой (без того негативного оттенка, который вложил в это слово русский язык). Судите сами:
1) Чичестер отправился в кругосветное плавание по маршруту Плимут — мыс Доброй Надежды — ревущие сороковые — Сидней — Новая Зеландия — и дальше через весь Атлантический океан снова в Плимут: в общей сложности 29630 миль (для обитателей суши: почти 54875 километров) всего с одной остановкой в Сиднее;
2) плавание было ОДИНОЧНЫМ, и все 226 ходовых суток отважный путешественник должен был без чьей-либо помощи управляться с 16-метровой парусной (парусной!) яхтой, которую, как вы сами понимаете, нельзя было в открытом море поставить на якорь, чтобы как следует выспаться;
3) так получилось, что Чичестер вынужден был стартовать с полученной незадолго до этого серьёзной травмой ноги, а за месяц до окончания путешествия основательно повредил ещё и локоть;
4) в конструкции яхты уже во время рейса обнаружился ряд существенных недостатков, а главное — она была всё-таки слишком велика для одного человека;
5) ах да: Фрэнсису Чичестеру было в это время 65 лет: свой юбилей он отметил в плавании, когда вокруг не было никого и ничего, кроме океана до самого горизонта.

Автор книги — не только путешественник: он и заядлый спортсмен, и увлечённый исследователь. Ещё до этого плавания Чичестер шесть раз участвовал в трансатлантических гонках яхт, из них три раза — в одиночку. Кроме того, он за три десятка лет до этого летал на самолёте модели «Джипси Мот» (в честь которого и называл потом свои яхты — эта, «кругосветная», носила имя «Джипси Мот IV») и даже пробовал совершить на нём перелёт Лондон — Сидней... А кроме того, он живо интересовался историей клиперов XIX века, написал книгу «На пути клиперов» и именно их маршрут намеревался повторить в своей кругосветке.

В книге (270 страниц мелкого шрифта) подробно рассказано о нелёгких и рискованных днях и ночах этого беспримерного путешествия. Ф. Чичестер откровенен, педантичен и, к счастью для читателя, обладает незаурядным английским юмором, на мой взгляд, сочетающим чувство собственного достоинства с самоиронией и мужеством признать свои ошибки. Так, на пресс-конференции в Сиднее ему задали вопрос (не самого большого ума, должна заметить), «когда он сильнее всего упал духом». «Когда у меня закончился джин», — лаконично ответствовал мореход.

К достоинствам книги могу отнести то, что она вышла в свет (в переводе) уже в 1969 году, хотя Чичестер завершил своё плавание в конце мая 1967 года. К недостаткам — то, что имея «на борту» карты и схемы, она не оснащена ни одной фотографией. В целом же это замечательный документ силы человеческого духа и пример того, что даже самую немыслимую мечту можно сделать явью.

Прочитано в рамках XVII тура флэшмоба «Нон-фикшн» и для подборки «Ветер странствий» Клуба книгопутешественников.

Комментарии


Замечательная резензия!


Спасибо, коллега! :)
да, я видела, что вы один из редких ЛЛ-читателей этой книги.


Осознала свою неполноценность - три слова после кокпита мне неведомы ) Есть к чему стремиться )))
Спасибо за рецензию, возьму на заметку!


Ну, зато знакомы те, которые до :)
Спасибо!


Оо, тогда это точно не для меня. Будут потом чудиться плееры и всё такое))))


Да, вот так получилось, что я без сносок и тезауруса понимаю, что такое бейдевинд и норд-ост-тень-норд, салинг и краспицы, кокпит и вилливауз, люверсы и спинакер :)

Заметная часть этих милых слов знакома мне с детства из замечательной книги Тайна "Альтамаре" , особенно спинакер, игравший в повествовании особую роль :) С прибытием в Плимут :)


Спасибо, в том числе и за монетку! ;)


Обращайтесь! :)


Договорились! ^__^


А ещё для меня очень трогательным было название яхты. Ведь я совсем недавно прочитала книгу "Икар", где главный герой летал в том числе и на самолёте "Джипси Мот".
От книги, кстати, до сих пор под таким впечатлением, что выписала себе по озону всё, что нашла, этого же автора (Альберто Васкес-Фигероа). Не вынесла душа поэта :))


картинка red_star

Красивый самолет :) Жду серии рецензий :)


Да-да, я уже тоже себе фоток наковыряла всех самолётиков Джимми Эйнджела ^^
Скорей бы эта книга появилась хоть где-нибудь, потому что руки чешутся рецензию написать.
Ну, когда-нибудь и до этого дело дойдёт ;)


а я вспомнил, что теперь людям на помощь пришла технология автопилота... всё стало проще.


У Чичестера был автопилот, но толку от него... Автопилот помогает удерживать судно на заданном курсе. А если сила и направление ветра меняются каждые полчаса? Так что у нашего героя больше хлопот от автопилота было, чем реальной пользы.
А вот что ему реально помогало — это устройство, которое издавало звуковой сигнал, когда яхта наклонялась более чем на 45°. Тут он выскакивал из койки и шёл рулить сам :) Однажды, кстати, крен составил 135°, то есть яхта практически опрокинулась, а паруса на 45°ушли в воду.


своеобразное жульничество получается


О_О
Где ты увидел жульничество?
По-твоему, было бы честным девять месяцев не спать? Или честно потонуть где-нибудь на подходе к мысу Доброй Надежды?


я про использование современных технологий