Больше рецензий

11 марта 2015 г. 11:42

272

4

Книга вызывала подозрения. Подозрения и опасения. Но нобелевку же просто так не дают, правда? В любом случае, мне кажется, что художественная литература - лучше, чем нонфикшн позапрошлого века или биографии не слишком интересных для меня женщин. Так вот и началось моё знакомство с этим сборником. Красивая обложка, не слишком объёмно - подкупающе, знаете ли. Да и возможность приобрести книжку без проблем, если припечёт - тоже не частое удовольствие. Я её кстати купила в конце. Но давайте о книге.

Сборник назван в честь первой из... новелл? Что-то короче романа. И на это что-то ещё есть экранизация. И аннотация в основном говорит об этом чём-то. Когда я прочитала этот рассказ, я расстроилась. Я подумала, что весь сборник будет таким и я не заполучу новенькую книжечку.
Написан рассказ, правда, был хорошо. Я уж подумала, что Лессинг - это мой новый Макьюэн или Фаулз, которые пишут мимими, а то, что пишут... Не моё. Потому что написан рассказ... Новелла - волшебно! Несмотря на то, что жуть там страшная, как по мне - читать хотелось. Повествование влекло нас вперёд и вперёд, укачивая на своих волнах. Здорово, в общем. Но Лессинг - это не Макьюэн и не Фаулз. Возможно из-за переводчиков, а может так и было задумано. Но некоторые предложения, и не только в самих "Бабушках" - очень короткие и обрубленные.
Меня в средней школе и младшей учили, что нужно в сочинениях писать короткими предложениями. Типа вы мелкие и глупые, красиво и длинно вам не сказать, так что давайте-ка грамотно и коротко. И вот здесь как будто Лессинг тоже так учили. Коротко. 3-5 слов. Можно про это несколько абзацев или рассказов написать, а у нас одно предложеньице. Маленькое-маленькое. Зачем описывать что-то, когда можно констатировать факт целой жизни парой слов? Но это и хорошо в каком-то смысле. Не затянуто и не убить её книжкой никого:) Но, конечно же, в литературном плане, обрубленные предложения, если это не парцелляция, то не очень прикольно. Сухо выглядит.
А сам рассказ, кстати, о двух женщинах, которые спали с сыновьями друг друга. Но мне не понравился не только сам факт этого всего. Мне герои не понравились. Ни один герой в этом... произведение не вызывает положительных чувств там каких-нибудь, эмоций и чего-то такого. Только отвращение. Вот вроде бы жёны этих "мальчиков". За что их не любить? Но они всё равно противные. И дочери их противные. И наши главные героини противные. И сыновья их - тоже. И отцы сыновей. Весь мир в этой новелле - противный до ужаса. И я действительно испугалась, что меня ждёт ещё три истории со столь же отвраными героями. Я подумала, что в глазах Лессинг - весь мир такой вот ужасный и чёрный. Но всё обошлось;)

"Виктория и Стэйвни". Вот здесь я поняла, что если третий рассказ не окажется мраком, то я куплю книжку. Восхитительный ... ная повесть(?). Начало неприметное, детское, невинное. Появляется "он" и мы потом всё остальное время думаем только о нём. Я влюбилась в Эдварда. Я думала, что они потом поженятся и будут жить долго и счастливо. Ну, не думала, а надеялась... Но... Он показан таким милым, добрым, красивым, отзывчивым, ещё двадцать замечательных описательных прилагательных.
А Виктория? Такая трудолюбивая, добрая. И да, я немного не поняла, почему квартира её тёти не досталась ей по достижению совершеннолетия?
Правда, во второй половине Виктория стала чуть похуже. В институт не пошла, а подалась в модели. Ну куда такое годиться? А где идеалы Тургенева? Где чистота, прекрасность и всё такое. Но она всё равно здоровская. Потому что сильная. Потому что растит дочь. И сына. Одна. И выживает.
А вот Эдвард во второй половине - тот ещё засранец. Не нужно таким быть. А я-то надеялась, что он примет её с ребёнком брата под своё крыло и все будут жить долго и счастливо. Но нет. Под конец уже Том стал более мужчиной, чем его брат. Хотя такой конструкции в русском языке и нет вроде…
А, ну ещё это рассказ о проблемах людей с кожей "не того" цвета. Но на самом деле, как мне кажется, цвет кожи Виктории - не самое главное в этом произведение. Ну или так было для меня. Такое может случиться и с белым человеком. Или если белый - то сразу богатей? Ну не так же ведь всё в мире.
Конец мне показался... Пустым? Не то чтобы пустым, просто в конце же должно быть что-то значительное и замечательное, впечатляющее, я не говорю, что хорошее - но что-то такое, чтобы мурашки. А здесь у нас в конце нам просто показали Стэйвни простыми людьми и то, что дочка у Виктории замечательная.
Но даже не смотря на некое отсутствие конца, мне понравилась эта история. Она затягивает внутрь и не хочет отпускать. Герои живые, чувственные. Мы видим их проблемы, внутренний мир, потайные желания... Всё, что, возможно, не можем и не хотим видеть в реальности. Ну и разумеется здесь показаны проблемы социального обепечения низших слоёв населения и как там всё сложно и нехорошо.

"Почему так" напомнил мне "Сто лет одиночества". Тоже есть странная местность, завоеватели, куча проблем, забытых и оживших мифов и всё такое. Ну и одиночества, разумеется, в этой новелле очень много.
Здесь нам рассказывает старец из правительственного совета о том, как зарождалось их государство и как оно умирает на его глазах. Он говорит о богатой истории, жестокостях и мудростях правителей, благородстве и кровожадности других и обо всём таком. Он показывает, какое было образование и какое искусство. Он рассказывает, как его Город стал великими. И как пал.
Ещё по атмосфере непонятности в начале есть что-то сходное с "Остаёмся зимовать", ну а так как наш старец имеет детей, внуков и ещё других младшеньких, то явно показана проблема поколений. И если наш герой уповает на то, что вот это из-за разрухи вокруг и умирания величия, мне кажется, что проблемы в его мире с молодежью не только из-за этого.
Эта новелла похожа на что-то такое историческое и летописное. Но мне бы хотелось, чтобы все догадки остались догадками. ну кто даёт непонятность, а потом сам ее полностью объясняет? Лессинг объяснила. В конце. Прикольно, но как по мне, без ее приписки было бы круче. а вот эти несколько страничек - просто расписка в неуверенности в себе, как по мне. Побоялась, что не поймут. А очень ведь хорошо. И понятно.
А ещё конец очень ... сильный? впечатляющий? трогающий? задевающий что-то внутри? Да. Он такой. В конце своей жизни и своего рассказа наш герой переосмысливает и переосознаёт всю свою жизнь. Мелкие и крупные события, своего друга и весь свой мир. Если раньше он пытался закрывать глаза на жестокость, верить во что-то, то в конце своего пути, к нему приходит понимание, что вот оно - не было жестокости, не было непонимания. Была глупость. И его, именного ЕГО неправильный выбор. Как сильно может поменять одно слово жизнь человека? группы близких людей? целого государства?
Осознане "встречи по обложке" может поранить очень глубоко. Особенно, если из-за этого умерла целая культура.
Ну и последний рассказ, который единственный я прочитала в бумаге - "Дитя любви". Только на последних страницах 30-ти или меньше становится понятно, почему рассказ назван так. Но не понятно, для чего он назан так. Показать несостоятельность, неблагоразумность и помешанность взрослого мужчины? Возможно. А зачем тогда было всё остальное? "..."
Написано было великолепно.
"... ей казалось, что он взглядом обнимает ее".
"Клочья белой пены, подхваченные холодным ветром,повисли на кустах".
"... и в молчание отца скрывались его подлинные мысли".
Ну красиво же. Очень нежно.
Ах, кстати. Это рассказ как бы про вторую мировую. Но в нём это не чувствуется. Наш главный герой даже ни в одно сражения не попал. (Так бывает разве?) Зато он попал в другую передрягу.
Сразу скажу про то, что мне не понравилось, чтобы поом вновь петь хвалебные песни. Итак, я не поняла, почему бы нам не рассказать, куда делась Дафна. И не понятно ещё, что за женщина с именем на "а", которая помогала нашему герою потерять фруктики для жены. Кстати, что он их не довёз меня тоже расстроило.
Итак, начинается наше всё это с того, что у нас есть два друга. Один богатый и полит.активный, а другой бедный и просто проходил мимо. Они начинают дружить.... активнее. Нет. Теснее. Вот хорошее слово! И наш бедный малый приобщается к политике и главное - к литературе. А особенно к поэзии. И потом всю войну ездит с мешком книг. Ну не мимими разве?
Но вот начинается война. Которая у Лессинг не описана как войнва, а описана, как долгое ожидание. Для нашего Джеймса - ожидания ничего. Ну не взяли его на сражения. Не повезло малому, ну или наоборот повезло. Тут как посмотреть.
Корабль очень ... реалистично, как мне кажется. описан. Я тоже как-то плыла на коробле каком-то странном, правда всего 2 часа, и вся палуба была в лежачих пассажирах, которых укачало. Вся. Вся - это вся. Полностью. Мы ехали на экскурсию и всю экскурсию я думала только о том, что ещё же плыть обратно. Плыви я так несколько месяцев - я бы тоже с ума сошла. Или выпрыгнула бы в море, только чтобы больше не качало. Для меянкачка вообще - больная тема, в общем. Но эта история не об укачивание всё-таки.
Я вот всё время отхожу от того места нашего повествования, где мы видели мир глазами Дафны. Потому что мне не хочется о нём говорить, наверное. Она мне не понравилась. В ней не хватает той чистоты, которую она забыла на корабле и понимания этого отсутствия. А ещё я Джеймса в ее глазах не сразу узнала - так что да. Ну у них там любовь случилась.
А потом всё оставшееся путешествие и вообще всю войну наш герой думал лишь о ней. А потом оказалось, что у них ребенок. Вернулся герой наш с фронта, женился! Я вот не понимаю, как можно спокойно жениться, когда у тебя там любовь в другой стране с твоим сыном. Но несмотря на свадьбу, про ребеночка Джеймс не забывает. Продолжает писать любовные письма маме и считает возраст. Но он действительно ждёт времени6 когда можно будет съездить и навестить. И едет. Сначала один. Потом с женой.
Вот жена мне его по душе не пришлась. нет, в принципе, добрая и понимающая, без претензий. Но если она осонает, аона осознает, что ей мужчина постоянно думает о ком -то другом, а ты сидишь и злорадствуешь, что "ахаахаха, а он не твой, а мой! :Р", то это немного странновато. Но может я чего не понимаю?
А вот в уонце мне и герой не понравился. В последнем абзаце он такой сволочной и жестокий. Я бы финиками закидала.
Как итог, непонятно, почему "дитя любви", если ребенка на страницах самого нет, да и вспомниают о нём не каждый лист. Да - причина помешенности, но не более.

Как итог, я для себя узнала, что Лессинг пишет чудесно. Можно было бы ещё с чем-нибудь познакомиться, но страшно из-з тем которые она выбирает и из-за ее героев. не люблю читать про сволочей. Некрасивых и не привлекательных сволочей.

Долгая прогулка 2015
Команда Пачули

То же самое, только словами и сумбурно

Комментарии


Жена Джеймса как раз любила, раз простила и поняла его страсть; и муж Дафны любил её; а их страсть, хоть и хороша, но вовсе не любовь; и глупо всю жизнь держаться за неё и жить иллюзиями. Я поняла так. И да их война, совсем не та наша война.