Больше рецензий

7 марта 2015 г. 21:34

1K

2

Странные всё-таки книги у Дорис Лессинг. Может быть потому, что я не могу подстроится под ритм её написания? Как-то резко всё, отрывочно. Никаких пейзажей, описаний чувств и эмоций. Такое ощущение, что читаешь собрание сверившихся фактов, очень сухих и, если честно, не очень- то и интересных. И это я отношу не только к данному сборнику новелл. Прочитанная недавно - Великие мечты оставила такое же ощущение недоумения. О чем это всё было? И зачем?
У меня создается такое впечатление, что Лессинг сама хорошо понимает о чём она пишет, но совершенно не старается донести свои мысли до читателя. Вроде как не поняли суть - ваши проблемы. На фоне этого, странным кажется такое собрание всевозможных литературных наград у автора, включая Нобелевскую премию.

В аннотации к книге новелла Бабушки характеризуется как

...самая, пожалуй, яркая, искренняя, необычная.

Вот тут я могу поспорить по всем пунктам. Яркой ее не назовешь, скорее какое-то нудное тоскливое повествование, совсем не глубокое, с нераскрытыми характерами. И что самое главное, что хотела сказать этим автор? Этот тот самый опыт женщин, за описание которого ей дали Нобелевскую премию? Какой кошмар. И это называется искренним? Какой-то чудовищный клубок непонятных отношений между двумя женщинами, между ними и их мужьями, между ними и их сыновьями, между ними и сыновьями друг друга, между самими сыновьями и между их женами. Разве это искренность? Разве это необычность? По мне так просто ненормальность, вот и всё. И нет здесь никакого смысла. Если уж писать новеллу о женских судьбах и опыте жизни и выживания, то можно выбрать более позитивную и жизнеутверждающую тему. А так Бабушки оставляют чувство гадливости после себя.

Виктория и Стэйвни ещё одна новелла ни о чём. Ну темнокожая девочка, ну осталась сиротой, ну родила от белого, вышла потом замуж за чёрного. Через 6 лет осталась вдовой, вспомнила о первом. А он богатый, а хочется хорошего будущего своему ребенку. А родители у него либералы и счастливы видеть внучку-метиску. И всё это тем же сухим скупым языком. И опять без какого-либо посыла. Я мучительно размышляла, что же хотела сказать Лессинг этой новеллой? Что надо учиться? Или может надо предохраняться? Или спать с богатыми? Ничего не понимаю...

Вот третья новелла Почему так уже более интересна. Возможно потому, что она не об опыте женщин, а об опыте поколений в целом. Да и в отличие от остальных, написана в жанре фантастики, в чём, как я понимаю, автор была сильна (впрочем, утверждать категорично не возьмусь, т.к. не читала её книги в данном жанре). Здесь уже всё как я люблю - крушение великой цивилизации, причем не внешними факторами типа непогоды или вирусов, в внутренним разложением, гниением культуры. Страдающий главный герой, молодежь-отморозки и правитель, который до-всего-этого-довел прилагаются. В Почему так есть чётки посыл от автора - нельзя забывать свои корни, нельзя закрывать глаза на то, как всё начиналось. А ещё надо учиться, всегда.

Дитя любви могла бы стать лучшей новеллой в этой книге. Насколько у автора примитивно получается показать быт и характер женщин, настолько же интересно она описывает жизнь солдат в казармах, на корабле при переправе на другой континент, отношения чинов между друг другом. Но как только дело доходит до отношений между мужчиной и женщиной, Лессинг словно клинит, вся прелесть написанного сходит на нет. А от диалогов я в тихом ужасе, такое ощущение, что они писались отдельно от основного текста и автором выступала двенадцатилетняя девочка, которая ещё понятия не имеет ни о любви, ни о сексе, ни об отношениях вообще. В итоге это тонкая ниточка о любви к замужней женщине и внебрачном ребенке, которая пересекает всю историю, перечеркнула напрочь всё впечатление от новеллы. Она получилась и ни о любви, и не о войне, а как и первые две - ни о чём. Жаль.

Я не буду советовать читать Дорис Лессинг. И не буду отговаривать от этого. Возможно я не понимаю этого автора как такого. Кто-то же и за что-то выдавал ей все её награды.

Комментарии


как ни странно захотелось почитать...


У книги есть и положительные оценки, так что своих читателей у Лессинг достаточно. Я в свою очередь из её книг намерена также ознакомиться с Пятым ребенком (у меня есть бумажный вариант) и Мартой Квест . Я всё ещё не теряю надежду понять эту писательницу :)


Совсем незнакома с этим автором. Серия "Интеллектуальный бестселлер" иногда преподносит сюрпризы.


Я у Лессинг читала когда-то "пятого ребенка". Ощущения точно такие же, как у Вас от этих новелл. Не поняла от слова совсем: зачем, о чем, за что дали премии, почему люди читают и захлебывается от восторга....


Я "Пятого ребенка" все же планирую освоить. Когда-нибудь...Может ко мне придёт однажды прозрение от прозы Лессинг.


Читала "Пятый ребёнок" и вроде ещё что-то.
Атмосферно, несложно - нормальное чтиво.


Не знаю как "Пятый ребенок", а вот "Великие мечты" вряд ли можно назвать несложной книгой. Хотя определенная атмосфера описываемого времени присутствует, согласна.