Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 марта 2015 г. 11:01

2K

4

Собственно, это даже не рецензия. Так, пара мыслей по поводу.

Вообще-то я учитель истории. Но из-за традиционной мартовской эпидемии болезней, в том числе и среди преподавательского состава, довелось мне на днях заменять у семиклассников урок русской литературы. Темой было произведение Максима Горького "Песня о соколе".

Опустим печальные подробности насчет того, что никто из детей не озаботился прочитать "Песню..." дома - они заранее знали, что будет замена, и были уверены, что никто ничего с ними обсуждать не будет. В конце концов, это не такая уж и большая проблема. Рассказ Горький написал маленький, компактный, так что ничего не мешало сначала прочитать его в классе, ну а потом уж и обсуждать.

Несмотря на столь гладкую схему, урок меня очень многим удивил. И много о чем заставил задуматься.

Начнем с того, что в седьмом классе дети до сих пор испытывают серьезные проблемы с чтением вслух. Да и с чтением про себя, скорее всего, тоже. Реально красиво и выразительно прочитать свой отрывок сумела только одна девочка, тогда как всего в классе было 23 человека. Большинство же допускало нелепые ошибки, читало без выражения и без понимания, читало непростительно медленно. Мне казалось, что компьютерная эра с ее обилием гаджетов оставила эту проблему где-то в далеком прошлом. Ан нет: хоть дети и пялятся без конца в свои мониторы, читать лучше они от этого не стали. Скорее, наоборот. Странно.

Худо-бедно расправившись с текстом, мы перешли к обсуждению. И здесь стало еще интереснее. Дети на полном серьезе считают, что положительный герой этого произведения - Уж. Ну а как же - не Сокол же! Сокол какой-то нерациональный, лезет, куда не просят, баламутит народ и в итоге довольно глупо погибает. Другое дело Уж. Он спокойный, прагматичный, знает свое место, не претендует на большее и получает удовольствие от жизни.

Целая серия прозрачных дополнительных вопросов в стиле "Все так думают? Может, у кого-то есть иное мнение? Точно ни у кого нет?" не сподвигла детей дать иную трактовку. Нет, положительный герой - Уж. И только спонтанная флэш-лекция о Горьком, его взглядах и жизненном пути заставила некоторых учеников предположить, что "такой парень, наверное, главным считал Сокола. Но это же было давно..."

Такая вот зарисовка о том, как меняются нравы.

Комментарии


Для вас, наверное, герой - Сокол? Можно узнать, почему?)


Лично для меня настоящего героя в понимании примера для подражания тут вообще нет. Но я исхожу из того, что сам Горький явно не Ужа в герои планировал определить.


Ну да, симпатии Горького очевидны. Мне нравится Сокол - жил в кайф. Просто купался в адреналине) Про Ужика... тоже в свое время разговаривала с дочкой по этому поводу. Для ужа счастье заключается в другом. Ну и пусть себе) То есть, у каждого своя правда.
Очень интересно о примерах для подражания. Можете примерно хотя бы определить литературных героев, на которых следует ориентироваться?)


Я, разумеется, могу говорить только о тех героях, на которых в какой-то степени ориентируюсь (или хотел бы ориентироваться) сам. Другим советовать считаю невозможным, да и ненужным.

Мой "литературный кумир" - это, в первую очередь, анонимный генерал из пикулевского "Честь имею". На него бы я хотел походить практически целиком и полностью - и в плане интеллекта, и в плане воспитания, и в плане морали.

Еще есть много героев, которым я бы подражал в каком-то отдельном аспекте. Например, у Баудолино я бы хотел взять находчивость, у сафоновского Фермина - способность радоваться жизни, несмотря на обстоятельства, у Мересьева из "Повести о настоящем человеке" - жизненную стойкость... Ну, таких примеров можно много придумать.

А у Вас есть такие ориентиры?


Не знаю. Подумаю)


Увы. Не нашла)) Есть, разумеется, литературные герои, которые мне нравятся, но чтобы кто-то был образцом для подражания - нет. Да это и не надо, мне кажется) В любом случае никто не станет тем человеком, кому подражает или на кого ориентируется, если нет у самого в характере таких же качеств)