Больше рецензий
5 марта 2015 г. 20:01
1K
4
РецензияДвойной обгон
Так уж получилось, что этот сборник я прочитал после второго сборника "Бох и Шельма". Как известно, все познается в сравнении. Этот сборник мне показался более удачным, от того, оценки у отдельных повестей получились ровными.
Акунин пустился здесь в два вида эксперимента. Во-первых, такие сборники имеют целью приобщить читателей к истории, и, как выразился сам автор, чтобы было нескучно читать части-нонфикшн. Многие, прочитав сборники таких повестей, возможно заинтересуются всеми книгами цикла, и, заодно, прочитают и части альтернативного акунинского учебника. А они именно адресованы неспециалистам, "дилетантам от дилентанта", предназначенные для общего понимания истории государства (не страны) без засилия цензур, доктрин, неподтвержденных выводов, объективный мнений представителей государств.
Как этот эксперимент отразился на мне? Как ни странно прокатило! Сначала я прочитал "Часть Европы" - понравилось не очень, я пускался во внутренние противоречия, мол у Ключевского, Карамзина не так написано, кто прав. Короче, не пошел я путем, предложенным автором. Вторая книга была сборником повестей ко второму тому. При наличии претензий все же сборник мне понравился, и я решился... прочитать этот, первый сборник повестей! Сейчас я после уже основной книги могу сказать, да, интересно, но и хотелось бы мне увидеть в сборник намного больше, отражения разных исторических моментов в жизни Древней Руси, побольше разных характеров, бОльшего освещения культурных традиций, общественных противоречий. С другой я понял, что второй сборник проиграл в этом компоненте еще больше. Довольствуясь малыми успехами тройки повестей этой книги я... продолжу чтение цикла! Так что эксперимент приманивания, привлечения мелкого дилетанта истории Евгения Борису Акунину удался.
Второй эксперимент автора заключается в особом старании при написании этого, первого сборника, где он пытается использовать максимально возможное смешение жанров с одной стороны, и максимально возможный охват в описании соседей русов с другой стороны (дабы убедить нас, что Русь являлась в домонгольском периоде действительно частью Европы). Здесь, по моему мнению, Акунину не все удалось. Насчет привычного фанатам акунинского стиля повествования - да! В итоге повести получились действительно очень разнообразными: от морских приключений в стиле экшн до романтической мелодраматической части и даже описания элементов тогдашней христианской морали и славянского патриотизма. А вот показать совсем разнообразные стороны быта, культа, государственности славян 10-11 веков - тут получилось не все. Мне показалось, что автор сильно увлекся соседями - византийцами, приходом вэрингов как фактом, хотя благодаря путешествиям основного героя Демианоса в "Огненном персте" удалось осветить достаточно большую территорию от Константинополя до Кыева и северо-западной территории вэрингов.
В итоге мне не хватило "мощности славянского вектора", но целей представления Руси как части Европы, автор добился. Особенно была мне интересна третья повесть, сюжет которой был более близок к историческим зарисовкам, нежели к исторической фантастике (что было в первой повести). Удивился, что главный герой повести князь Клюква уже мне стал знаком по второму сборнику (или это был его предок?). Вторая повесть "Плевок дьявола" показала нам европейскость выбора правителей княжеств. Методики развязывания интриг и откровенных разборок, убийств тех или иных ведущих лиц-правителей зародились на Руси очень давно. И это подтверждается историческими исследованиями, например,
За первые сто лет существования республики – от изгнания Всеволода Мстиславича до монгольского нашествия – княжеская власть сменилась в Новгороде 48 раз.
"Плевок дьявола" - все же получился более женской повестью. Возможно, еще и потому, что я слушал эту часть из уст Народной артистки России Алёны Бабенко, одной из моих любимых актрис, и также как я математика по образованию. Жалко, что она редко занимается начиткой книг...
Игра "Пятилетку - в три тома!", тур 1, проход 1, ход 7
+
Bingo, Карточка 2 "Мечта Карлсона", Поле 23 "Книга с 8-ого поля любой из карт КП (современная литература)"
Комментарии
Вот не знаю, почему, но именно эту его серию почему-то читать не хочется. Начинала "Огненный перст", но не пошло...
Спасибо за отзыв, теперь окончательно определилась с этим циклом)
Видишь, Маша, для тебя получилась в моем исполнении "ускоренная перемотка" :)
Да, Жень, и тебе за это от меня низкий поклон :)
Пожалуйста, всегда рад! :)
Художественное сопровождение художественных исторических романов
ага, вот потому и двойной обгон собственно :)
рвется в бой товарищ, а столько томов еще впереди, мда...
Бог ему в помощь
да, а мы поглазеем со стороны ;)
неужели у Акунина Русь имеет средний род? :]
и ещё интересно, что Акунин понимает под Европой во времена домонгольской Руси.
Русь был
оа (спасибо за описку) по его мнению, окраиной Европы, но в родственном отношении князи уже были сильно заточены на европейцах благодаря свадебных акциям :))А Акунина не смущает, что Европа - это полуостров евразийского континента? Поэтому мне и интересно понимание Европы Акуниным. По его мнению Русь уже тогда стремилась быть частью Европы? Акунин как-нибудь отражает факт внутренний разобщённости Руси?
нет, не смущает :)
Он не рассматривает Европу в отдельном контексте. Он рассматривает Российские территории и влияние на них со стороны Запада и Востока, потому он формально относит Русь сначала ближе к Европе, а затем - к Азии. Нет, думаю, что речь идет не о стремлении Руси стать частью Европы. Думаю, такого стремления вообще не было.
Внутренняя разобщенность? А как же! Более половины второй книги, которую я как раз читаю, этому и посвящена. В этих повестях также есть отражение внутренних противоречий доордынских славянских княжеств.
а как Акунин говорит о хазарах? упоминает ли защитную хазарскую стену от Чёрного моря до Каспийского?
Цитирую первую книгу:
И вот еще точно вспомнил и быстро нашел о восточном походе Святослава Игоревича:
стиль изложения информации конечно так себе... будто вольная трактовка при одновременном чтении разнообразных источников
интересно, а что это за верования алтайского типа?
да и фраза "создание централизованного государства" странно смотрится рядом с фразой "потребовало введения единобожия". Акунин, случаем, не говорит о конкретных государствах, где централизация потребовала единобожия?
да, стиль скучноват. Думаю, это он как раз и подразумевал