Больше рецензий

OlyaReading

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2024 г. 20:10

212

4 «Если выпало в Империи родиться...»

«Говоришь, что все наместники - ворюги?
Но ворюга мне милей, чем кровопийца». (И. Бродский)

Если бы я читала этот эпический роман сразу после выхода, в 2006 году, наверное, оценила бы его выше. Но сегодня чтение доставило удовольствие сродни мазохистскому - к концу 2024 года не осталось никакой сложности и белых пятен на теле российской власти, которые заслуживали бы 700 страниц текста и сотен  метафор. Ответ на вопрос «кто нам милее – ворюги или кровопийцы?» уже известен даже детям: это две стороны одной медали. С мыслью, что власть имущие в Российском государстве из века в век соревнуются между собой в ненависти к народу, что Россия прочно увязла в колее бесконечного круга, и что коренное население не является хозяином своей земли мы давно уже сроднились, но все так же остается без ответа главный вопрос: что делать тем представителям этого самого коренного населения, которые не водят хороводы и не разговаривают с кустами? «Жить в глухой провинции, у моря» в век цифровизации уже не выход.

Идеи, объясняющие тягу русского народа к рабству и отсутствие стремления к демократии, выдвигали многие философы и историки - от Бердяева до Пайпса, автор предлагает свою  национально-мифологическую версию. В его антиутопии русские земли издавна захвачены двумя племенами – воинственными варягами с севера и хитрыми хазарами с юга. Местное население, живущее сказками и народными поверьями, сопротивления не оказало, по привычке ожидая у моря погоды, или западного ветра, или того, что захватчики сами друг друга перебьют. Как там у Высоцкого:

Но только собрался идти он на вы -
Отмщать неразумным хазарам,
Как вдруг прибежали седые волхвы,
К тому же разя перегаром...

С тех пор и до настоящего времени, а действие романа происходит в эпоху «второй стабилизации», когда источником энергии во всем мире вместо нефти стал отсутствующий в России "флогистон", идет непрерывная война, в ходе которой власть переходит то к варягам, то к хазарам, а коренное население неуклонно сокращается и деградирует, неся на себе тяготы этой войны.

В романе - несколько, параллельных в начале и соединяющихся в развязке, сюжетных линий с парой главных героев в каждой. Тут и история любви спасающихся бегством от властей и  соплеменников варяжского губернатора и туземки древнего рода волхвов, и рассказ о дружбе хазарской девочки Ани и коренного васьки (бомжа, взятого из приюта-васятника в семью), и еще одна история любви, и еще одна история дружбы. Главные герои не отличаются большой сложностью, обладая двумя-тремя гранями, раскрывающими их главные качества: способность любить и дружить, милосердие, чувство долга, силу воли, нежелание подчиняться системе и обычаям. Основной задачей автора было высказать свою позицию и показать как устроена Россия, провести героев по множеству населенных пунктов, главными из которых стали деревни Дегунино и Жадруново. Первая – лубочная русская деревня, которая всех спасает и всех кормит, вторая же, в которой в финале оказывается половина героев, – загадочная деревня с измененной реальностью, где все пропадают и куда не заглядывает начальство.  Здесь и предстоит обживаться героям.

В течение всего повествования интрига крутится вокруг того, что же случится, если скрестить не ужа с ежом, а варяга с туземкой или хазарку с туземцем – настанет ли, согласно народным поверьям, конец света, а значит и начало чего-то нового? А может быть пора уже перестать верить в сказки, а поверить в себя и в существование множества других возможностей? Повторяем все вместе:

"Не одна в поле дороженька,

Не одна подневольная.

Не одна в поле дороженька,

Не одна баламутная,

Не одна в поле дороженька,

Не одна бесприютная..."

Прочитано в рамках игры "KillWish"