Больше рецензий

Melenka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 марта 2015 г. 14:48

567

5

Обычно как. Берешь книжку про старину, - славянскую там, не славянскую, - поуютнее устраиваешься в своем двадцать первом веке, придвигаешь поближе блага цивилизации и «сквозь тусклое стекло» заглядываешь туда, где реки кисельные, берега молочные, где царь-кощей над златом чахнет и тридцать витязей прекрасных... И зачетная там лепота или лютый жесткач, но жизнь везде идет. Горланят кочеты на покосившихся заборах, деликатно булькает скайп, злые баскаки взимают тяжкую дань с честных русичей, кстати, скоро платить за квартиру (а батареи-то ледяные, ужас, за что только деньги берут!); а ватажники на самодельных лодках плывут в далекие края, чтобы узнать неведомое, и годами нет от них вестей, а хвори лечат заговорами, а послания трудно царапают на бересте, и где еще там, в какой непроглядной дали телефоны, интернеты, пенициллин с парацетамолом, да истертая клавиша «backspace»! Но там же грозная, прекрасная природа, и не в огороженном лесопарке с заасфальтированными дорожками; там дружины и братства, и кому какое дело, что их сплачивало, разное бывало; там юность человеческого рода, наконец.
Так и снуешь челноком между двумя эпохами, сравниваешь, «а как бы я там?» «а как бы они здесь?», смотришь отсюда туда и наоборот.

А в «Валькирию» я нырнула, как Алиса в кроличью нору. Летишь, летишь, и все вокруг совсем другое, хоть и отзывается родным-забытым. И надо вживаться в мир заново, как младенцу. Вжиться помогает то, что повесть написана от первого лица, это внутренний монолог главной героини, очень образный и, на мой взгляд, психологически достоверный.

Дальше...


Изложено изумительно, я такой речи, практически, нигде в книгах не встречала. Семенова не просто берет старинные слова и обороты, а умело сочетает их – ее герои иначе строят речь, иначе мыслят, иное замечают. При этом фразы пригнаны друг ко другу плотно, петля к петле, где надо - узор, где надо – гладь, и смотрятся цельным браным полотном.

Я сняла с плеч замызганный берестяной кузов и тронула камень. Серый гранитный лоб отдавал ласковое тепло. Я взобралась и легла, блаженно вытягиваясь. Не очень легко было меня приморить, но с зари на ногах, да по горкам – умаешься. Вражда девке с кузовком, что не ходит он пешком!

Детально описаны быт и уклад жизни: куда ни повернись, на что ни глянь, обо всем есть рассказ, всему - объяснение. О чем-то упомянуто вскользь, как о само собой разумеющемся, но за каждой мелочью чувствуешь солидные пласты знаний.

Зимушкой кликали, пока бегала по двору в рубашонке. Рубаху сняла – Зимкой начали кликать.
Сундук (с приданым) был устроен по-весски, кадушкой, не пропадет и в пожаре, повалил на бок да выкатил.

И многое из того, о чем мельком сказано в «Валькирии», подробно разобрано в семеновской же энциклопедии Мы - славяне .
При этом предметный мир и жизненный уклад - всего лишь следствия. А Семенова больше всего пишет о причинах. О том, какой взгляд на жизнь привел к созданию такого уклада:

Обычно в (научно-популярных) книгах языческое мировоззрение задвинуто в конец, где на трех страницах говорится, что о нем мало что известно. У меня же оно определяет все - от выбора места для поселения и жилища, материала для строительства, до одежды и оружия.
М. Семенова, фрагмент из интервью

Если описывать книгу одним словом – она, на мой взгляд, органична. Совпадает по звучанию с тем местом и временем, о которых повествует. Под стать ей я знаю лишь совершенно дивные Повести временных лет Валентина Иванова, больше никто на ум не приходит.
А еще вспоминается Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции , целая эпопея, задуманная как увлекательный учебник по истории и географии страны. В «Валькирии» тоже много есть от занятного учебника по этнографии, но еще больше она похожа на задачник, умеет раздразнить аппетит загадками и незаданными вопросами.
Наконец, книга очень хороша и в сюжетном плане, она полна чувств и переживаний, это повесть о судьбе, о взрослении, о выборе. Подчиниться строгим традициям или пойти им наперекор? Верить в мечту или оставить ее, как прекрасный, но ненадежный сон? Что есть верность и что - предательство?
А еще это своеобразный авторский эксперимент, игра в «что было бы, если»:

Меня в данном случае интересовало, что получится с девушкой, которая ну никак не вписывается в рамки, предлагаемые ей родовым строем. Она бесконечно комплексует, ощущает себя белой вороной, но и переломить себя не может. Спрашивается в задачнике: куда она пойдёт и что будет делать?.. И чем всё может закончиться? Я просто до некоторой степени облегчила ей жизнь, сделав её богатыршей, охотницей, личностью сильной (в том числе физически) и смелой — чтобы не погибла за первым же углом.
М. Семенова, фрагмент из интервью

Чем же все может закончиться? Я до конца так и не могла угадать, хотя особой интриги, вроде, и не было, в основном, "логичные действия в предлагаемых обстоятельствах". Все, как в жизни, не узнаешь пока, не доиграешь.

картинка Melenka
Кукла "Валькирия", мастер Екатерина Шардакова, г. Пермь.

Комментарии


Насколько я люблю эту книгу, настолько же и люблю положительные отзывы на нее. Очень хочется, чтобы автор написала еще что-то похожее, но увы: сейчас ее книги совсем не то, что 15-20 лет назад. Язык и правда бесподобен.

Спасибо за замечательный отзыв =)


Спасибо!:)

А какие из последних вам не понравились? Я тех, что позже "Валькирии" вышли, еще не читала.
Помню, в каком-то из интервью Семенова говорила, что считает главными и лучшими своими книгами "Поединок со змеем" и "Мы- славяне", а остальные на их фоне менее важны. Но я бы добавила "Валькирию" к этому списку.


Скажем так: не то, чтобы последние книги Семеновой мне не нравились, просто мне кажется, что они послабее ее же книг девяностых. Пример Волкодава: первая книга стала для меня воистину настольной, открывшей мир фэнтези. Я как фанатик выписывала стихи из вступлений к главам, посылала их друзьям, обсуждала прочитанное с единомышленниками. Но с каждой следующей книгой очарование цикла словно бы спадало. Причем это не я зажралась, простите за мой французский, ведь стоило открыть первые книги - магия возвращалась. Вот то, что в библиографии Семеновой написано годов до двухтысячных - мои обожаемые брильянтики, которые я периодически перечитываю, и каждый раз открываю книгу с каким-то почти детским предвкушением чуда. И "Валькирия" - в их числе.

"Поединок со змеем" и "Мы - славяне" больше познавательная литература, а не сюжетная. Писать такое сложнее, думаю, поэтому Семенова и считает их лучшими. Хотя я ей благодарна в первую очередь именно за "Волкодава" и "Валькирию". И вообще я ей благодарна, потому что она показала, каким чудесным мелодичным может быть текст книги. Вот реально: читаешь, а над головой березки шумят, речка где-то рядышком журчит, птички-кузнечики всякие :D


Поняла) Мне тоже первая книга о Волкодаве нравится больше всех последующих.
В одном из первых ее изданий еще были иллюстрации хорошие, атмосферные.

=Вот реально: читаешь, а над головой березки шумят, речка где-то рядышком журчит, птички-кузнечики всякие :D
:))


В первой книге просто видно, что она написана для души. Для себя. А потом автор начал зарабатывать, в чем, конечно, ни одного автора нельзя упрекать, потому что это их хлеб. Я бы с удовольствием посмотрела на иллюстрации к "Волкодаву". Все-таки один из самых наилюбимейших циклов =)


Есть альбом из группы "Валькирия" в контакте https://vk.com/album-2655196_69766026 там собраны иллюстрации из того издания. Перемежаются, правда, с другими рисунками и даже комиксами по волкодаву, но отличить их нетрудно: все черно-белые, в одном стиле, похожи на гравюры:

картинка Melenka картинка Melenka картинка Melenka


Спасибо большое за ссылку. Там арты не только по книгам, но и вообще по атмосфере, здорово.
Хотя вот смотришь на картинки и понимаешь, насколько книга позволяет фантазии парить: в моей голове живут собственные образы, а у артмейкеров свои, и причем сколько художников, столько и образов =)


Это да:))
Мне "официальные" иллюстрации тем и запомнились, что в целом совпали с тем, как я представляю героев, и помогли дополнить образ. Повезло:)
Хотя даже в той книге "два Волкодава": всем известный, с обложки, и тот, что на иллюстрациях - там другое лицо, более вытянутое, "рубленое". Можно выбрать, какой из образов ближе.


Насколько я люблю эту книгу, настолько же и люблю положительные отзывы на нее.

Вот подписываюсь! Книга великолепна. Несмотря на то, что многие хвалят у нее "Волкодава", Валькирия все-таки более женская, тонкая и душевная что ли. И еще родная и уютная вот:)
П.с. почитайте у нее еще Семенова-Лебединая дорога там про викингов и немножко про славян. Язык тоже потрясающий. Вторая любимая книга у Семеновой после Валькирии))) Из более новых- Семенова- Меч мертвых еще неплохая.


Спасибо, "Лебединую дорогу" обязательно почитаю)

Согласна, они совсем разные. Я очень люблю книги о "Волкодаве", особенно самую первую, но "Валькирия", на мой взгляд, написана еще лучше, еще талантливее.


Спасибо за такой отзыв на крепко любимую книгу! Обожаю "Валькирию". Для меня, пожалуй, Семёнова именно в ней, а не в "Волкодаве" (которого, впрочем, тоже по-своему люблю).
Так же очень советовала бы "Лебединую дорогу". И что-нибудь из повестей: "С викингами на Свальбард", "Орлиная круча", "Ведун" и т.д. и т.п... В них тот же завораживающий дух, тот же одновременно узнаваемый и неузнаваемый мир, тот же (или близкий) язык.


Спасибо!:)
"Ведун", да, чудная история-зарисовка. И снова дружба воина и целителя - как в "Волкодаве".