Больше рецензий

3 марта 2015 г. 23:51

1K

4

Жил-был однажды в Северном Королевстве мальчик, и звали его Ваэлин Аль-Сорна. Был он сыном владыки битв – лучшего воина на службе короля Януса. И уготовано было ему пойти по стопам отца своего и карать врагов Королевства огнем и мечом. Однако, когда юному Ваэлину исполнилось десять, суровый Кралик Аль-Сорна привел его к воротам древней крепости, которую уже много лет занимают братья Шестого Ордена, обучающиеся пути Воина под руководством опытных и жестоких наставников. И пришлось бедному малышу отказаться от своих родных и от того, кем он был, и посвятить свою жизнь защите Верных…

Вот так начинается героический эпос Энтони Райана. Роман, надо сказать, неплохой, но не лишенный изрядного количества недостатков. Первый из них, который бросается в глаза с самых первых страниц – композиция романа почти что повторяет "Имя ветра" Патрика Ротфусса . Тот же самый рассказ в рассказе, который одновременно и просвещает читателя относительно жизни главного героя, и дается под запись некоему Императорскому хронисту. И всё бы ничего, но, если у Ротфусса ход был понятен, и рассказ Квоута должен был открыть слушателю правду, то повествование Ваэлина Аль-Сорны служит непонятно чему. Чтобы воздержаться от спойлеров, предупрежу только, что в тексте присутствуют некоторые нестыковки, которые внимательного читателя наверняка наведут на мысль, что Райан через несколько глав совершенно забывал о том, что писал в предыдущих, а толкового корректора ему не дали. Однако всё оказалось совсем не так, но смысла подобного хода я так и не разгадала.

Основной же недостаток романа, как мне кажется, в том, что автор изрядно перемудрил с основной интригой. Ваэлин, который поначалу ведет себя как герой любого типичного эпического фэнтези – тренируется, убивает, влюбляется, убивает, испытывает муки совести, убивает и т.д.и т.п., попутно пытается разгадать многочисленные знаки и подсказки, которые навевают мысли не иначе как о мировых заговорах. Однако ни одного, даже самого никчемного, заговорщика Райан нам не покажет (хотя он толсто намекает, что где-то они все-таки сидят, их много, и что-то они всё-таки замышляют, но, видимо, всё это – задел на продолжение). А вся развязка уместится на каких-то десяти страницах, ровным счетом ничего не объясняющих и оставляющих как читателя, так и самого Ваэлина, в полнейшем недоумении.

Третья проблема кроется в главном герое. Поначалу история его обучения навевает воспоминания о Каэр Морхене, с мрачными стенами и суровыми испытаниями для каждого, кто желает стать ведьмаком воином. Но Геральтом Аль-Сорна так и не стал. Он силен, знаменит, крут (иногда даже слишком крут), но вот ума и харизмы для того, чтобы по-настоящему полюбиться читателю, ему определенно не хватает. Таинственная Песнь Крови, которая направляет героя в самые решительные моменты, только подливает масла в огонь. Ваэлин из-за нее временами попросту вяло следует сюжету, не выказывая ни малейшего проблеска логики.

Что у Райана получилось выше всяких похвал, так это мир. Он обманчиво прост – Северное Королевство, разделенное на четыре области-фьёфа, управляются королем и его приближенными. Но помимо них существуют шесть известных религиозных орденов, каждый из которых посвятил себя какому-либо искусству – от целительства до владения оружием, от гонения неверных (аналога инквизиции) до медитаций. Отношения светской власти и религиозной в подобных декорациях могли бы стать непочатым краем сюжетов для дальнейших романов автора. Равно как и масштаб самого мира, который не ограничивается одним Королевством и южной Альпиранской империей. Однако, судя по описанию второго романа трилогии, Райан решил наращивать масштабность событий и отправить Ваэлина ни много ни мало опять спасать Королевство. Что не может не вызывать тревоги – автор едва сумел выкрутиться из интриги первого тома и оставил висеть множество «сюжетных хвостов». Всё-таки можно надеяться, что в продолжении цикла Энтони Райан ответит читателям на все вопросы, потому что динамичности и увлекательности истории про Ваэлина Аль-Сорну определенно не занимать!

Комментарии

Комментарий удалён.

Да уж, мэтрам нельзя слишком уж долго засиживаться за своими следующими романами (Мартин, конечно, исключение - ему можно все:)), особенно если конкуренты на уровне - Райану бы чуть-чуть причесать сюжет, поглубже раскрыть героев и мир, отточить стиль - и пожалуй, он мог бы и потягаться с тем же Ротфуссом. По крайней мере, он вместил в один роман столько событий, на которые у последнего ушло бы книг пять, не меньше. :)