Больше рецензий

2 марта 2015 г. 18:14

12K

5

Извечная тема, пережевываемая рецензентами, критиками, режиссерами, зрителями, читателями. Тема, бесспорно, вечная. Смертность и порок, индивидуализм и, как там его, коммунизм что ли. Если смотреть на все эти постоянные лица с экранов телевизоров, то мысль о том, что грех обязательно оставляет свои следы на физиономии, кажется абсолютно несостоятельной. Прошло много времени, нравы и приоритеты общества изменились и сейчас, к примеру, никто бы бедного Оскара Уайльда не засадил в тюрьму за невинную содомию. Старая добрая тема Теодора Драйдера в "Американской трагедии" - является ли грехом то, что сам человек грехом не считает. Вопрос очень сложный и исторически неоднозначный. Тот же самый Гитлер был уверен в правильности своих действий, это мы считаем его исчадием зла, у него же было на этот счет другое мнение.

Лирическое отступление затянулось, вернемся к Оскару Уайльду. Основную тему самого портрета хотя и считаю важной - именно ее автор поставил во главе стола, но не считаю первостепенной. Нельзя не отдать должное совершенству стиля, красотам языка и содержания, гармоничного сочетания трусов с носками - всему тому, на что Оскар Уайльд убил большую часть своей видимой жизни и чем абсолютно запудрил мозг обывателям. Одна из глав в произведении выглядит абсолютно издевательски - долго и нужно перечисляются бренды того времени. Это сейчас они стали достоянием искусства и культуры, а на тот момент это были 50 страниц из "Американского психопата" Эллиса.

На нем — легкий льняной костюм от Canali Milano, хлопчатобумажная рубашка от Ike Behar, шелковый галстук от Bill Blass и кожаные ботинки на шнурках от Brooks Brothers. На мне — легкий льняной пиджак и такие же брюки в складку, хлопчатобумажная рубашка, шелковый галстук (все от Valentino Couture) и кожаные ботинки в дырочку от Allen-Edmonds

И также, как и в те стародавние времена, кто-то делает вид, что это все понимает - более того, вся эта требуха является основой его жизни.

Впрочем, я снова отвлекся. Что же основное в "Портрете Дориана Грея"? Образ лорда Генри является как бы второстепенным, но мы почему-то только и ждем его появления и всякий раз, когда он открывает рот, ловим его фразы в цитатник. Их там очень много и лично от Лорда Генри примерно 90 процентов. Вот он, настоящий Оскар Уайльд, который спрятался от зрителей. Вот они его долбанутые, неординарные взгляды на жизнь, он вне общества, он выше него, он для него слишком умен, тонок и оригинален. Разумеется, автор не мог сделать лорда Генри главным героем тогда, не сделал бы его и сейчас. На то он и Оскар Уайльд, на то он и склонен к загадкам и розыгрышам. И именно поэтому у подавляющего количества критиков, режиссеров и всяких других чудаков в руках остался только голый сюжетец, очень оригинальный, но мало общего с Оскаром Уайльдом имеющий. Дориан Грей - всего лишь исполнитель. Разум и идеи принадлежат лорду Генри. Поэтому на афише мы видим "Портрет Дориана Грея", но Оскар Уайльд только усмехается, ибо все свое он оставил при себе.

Нам не с чем сравнить "Портрет Дориана Грея", ибо по существу это единственное полновесное произведение автора. Возможно, это правильно, ибо любой настоящий автор всю свою жизнь пишет единственную свою книгу вечности. Потому нам только остается - всматриваться в сохранившиеся портреты Оскара Уайльда и ломать голову на тему - где же он нас еще обманул. Не являются ли все эти его искусственные образы такими же "портретами дориана грея" и где же он, настоящий Оскар Уайльд?

Рецензию с помощью психологического террора, уговоров и физического насилия заставила написать FATAMORCANA

Ветка комментариев


Отец для Фомы тоже неподходящая фигура. Слишком любил. Слишком переживал за ребенка. Да и помер рано. Яков - крестный Фомы.

Фоме жену нужно было найти такую же.


Нужно было. Яков его придерживал для своей дочери. Но давал свободу. Слишком много свободы.

есть специальные люди, которые их отслеживают и помогают быстро и без проблем перестать быть миллионерами.


Вот и я о том. Таких типов много. Но они нежизнеспособны.
Опекунский совет действовал до определенного времени, если не ошибаюсь? Лорд Генри и Дориан - идеальная пара. Лорд забрал душу чудесного юноши и утратил к нему интерес? Дориан без Лорда Генри в общем-то неинтересен. Нет?


Не давать свободы он не мог. Не умел. Дядюшка опирался на разум воспитанника, причем на разум практический. А какой у Фомы практический разум? Пропить и баржу потопить. Его и не воспитать было другим образом, ибо Фома - это Россия. Ее хоть выгоняй на мороз к рыночной экономике - толку не будет.
Опекунский совет не давал ему покупать предметы роскоши и даже когда он был уже в возрасте. В любом случае - денежный вопрос даже не затрагивался особе, ибо Дориан - это не Фома. Он не предприниматель, но и надуть себя не даст. Дориан - развивающаяся система, а лорд Генри - сформировавшаяся. И кому как. Мне лорд Генри интересен больше. Дориан же позиционируется как зло, как он может нравиться


— Иногда мне очень жалко Фому... Что с ним будет?

— Ничего не будет особенного — ни хорошего, ни дурного... Проживет деньги, разорится... Э, ну его! Такие, как он, теперь уж редки... Теперь купец понимает силу образования... А он, этот твой молочный брат, он погибнет...

Фома - он декорация, не более. На мой взгляд, Горькому просто захотелось поговорить о свободе)
В Портрете - примерно о том же - о безграничной свободе.
Интересно перекликаются вопросы Уайльда в "Душе человека" и ответы Якова Маякина в "Фоме Гордееве")
Позиционируется как зло? Это слишком на поверхности. Дориан неоднозначный персонаж. Он постоянно ускользает, я его рассмотреть не могу) Но это как раз таки в духе Уайльда - туманность и неуловимость образа.


Дориан легко распознается по тому, что усваивает все, что ему втемяшил лорд Генри. Ему и стараться-то было не особенно нужно, ибо Дориан ждал этих его тем всю жизнь. В соответствии с этим - Дориан является полной противоположностью лорда Генри. Кроме того, что их роднит общая жизненная концепция. Зло, да, на поверхности. Не хотелось бы всем раскрывать образ Дориана, но его немногие и увидят. Аналогия с Оги Марчем Сола Беллоу, которого смогли рассмотреть единицы


Ему и стараться-то было не особенно нужно, ибо Дориан ждал этих его тем всю жизнь.


Да.
Сола Беллоу подожду, пока сам придет)) Вот Фома Гордеев пришел сразу после "Души человека". Просто фантастические ощущения - читать книгу как диалог двух таких разных авторов - Уайльда и Горького)


Для Горького Фома - то, что он любит. Для Оскара Уайльда - Дориан, вот уж не знаю. Мне бы хотелось, конечно, чтобы он был сам лордом Генри, но не хочу за уши притягивать. А Дориан вам ближе именно потому, что с ним ничего вам и же и непонятно. Гыгы))


А Дориан вам ближе именно потому, что с ним ничего вам и же и непонятно. Гыгы)) - переведите, не очень поняла)

Для Горького Фома - то, что он любит.


Уверены? Мне показалось, что любит он Игната. Восхищается практичностью Якова. С уважением относится к Вассе Железновой. А Фома... ну, постольку-поскольку. Он у него невзрачный, невыразительный.
Сам Горький - Клим Самгин, на мой взгляд. Есть некоторые черты от Клима и в Фоме. Разве что жалость к герою рассматривать как любовь?

Дориан - это одна из составляющих самого Уайльда (разумеется, только мое мнение). + лорд Генри - законченный образ автора)


Вы написали, что
1. Дориан вам ближе
2. Что образ его от вас ускользает

Не могу о Горьком делать окончательных выводов, читаю его с осторожностью. Иду таким же путем - методом от противного. Но с самим Горьким все более-менее ясно. Он, как Тургенев, очень любил ясность и простоту


Мне Горький больше Островского напоминает) Тургенева не люблю, даже не знаю - почему.


Островский - да, согласен. Менее твердолобая форма Горького. А Тургенев - главное, чтобы он вас любил


Зачем он мне?(


Волевой такой мужчина. Да еще и добрый. Простой как 3 копейки. Мечта каждой девушки. А, в самом начале забыл приписать "граф с ценностями"


Простой как 3 копейки

Вот(


Зато..это...верный! В тургеневской девушке это основное достоинство, как я понял. То есть - борщ всю жизнь


Пусть вам приснятся тургеневские девушки ))


Даже специально спать не буду. Это вы так попрощались. Привет мужу передавайте


Вы фильм Глеба Панфилова "Васса Железнова" не смотрели? Горький не твердолобый, он более жестокий, чем Островский.


Ничего подобного. Он просто жил в другое время. Островскому не дали развернуться. "Вассу" не читал и не смотрел. Схожу во мхат, посмотрю. Только пусть сначала доронина оттуда свалит


Там, в фильме, Чурикова играет купчиху. Владелицу пароходов. Чудесный фильм.


Убейте доронину - схожу на спектакль


На самом деле, если идти методом от противного - лорд Генри такой напыщенный, самодовольный сноб, самый умный и троль. Дориан, соответственно, доброжелательный, настроен на людей, проникновенный. До того, как лорд Генри передал ему часть своей личности. Но и Дориан повлиял на Генри - сделал его добрее, передал ему свои женские гормоны