Больше рецензий

crazy_squirrel

Эксперт

по прятанию орехов

1 марта 2015 г. 01:45

422

4

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит.

Борис Пастернак

Главное — правильно выбрать книгу под настроение или хотя бы под погоду. «Террор» Симмонса читать в 30-градусные морозы, держась голой рукой за обжигающе холодный поручень вагона метро. Или, если вдруг не хватает солнца, — поискать «Дверь в лето» Хайнлайна. Так же и с «Чёрная весной» Миллера — читать её надо именно тогда, когда всё тает и течёт, зима отступила, а весна где-то заблудилась по дороге в наш город.

У меня всё время, пока я читала эту книгу, было невероятно стойкое чувство дежавю, вроде я снова вернулась в университет. Тогда мы запоем читали Пруста, с наслаждением погружаясь в его бесконечные перескакивания и размышления. Но Миллер — это вам ни разу не Пруст, если там был ещё хоть какой-то сюжет, то здесь если десяток диалогов на всю книгу соберется, будет хорошо. И всё же, опять то же, что и с Прустом — отпустите на волю свою логику, перестаньте следить, где заканчивается одно предолжение и начинается другое, и как они между собой связанны, не следите за запятыми и мельтешащими образами — и будет вам счастье качаться на волнах сознания, чужого, но такого близкого человека.

Миллер прекрасен. Хотя бы потому, что его можно открыть в любое время на любой странице и продолжить чтение. Когда мне и на сон не особо хватало времени, такой режим чтения — это просто подарок: и не нагружаешься, и вроде бы читаешь)

Но это всё мелочи. А суть в том, что Миллер действительно гений. Все гении — сумасшедшие, каждый в своей манере. И так рассказать о себе, как это сделал он, вряд ли кто-то сможет. Даже если не брать в учёт невероятные метафоры, которыми книга буквально пересыпана, как учебник закладками перед экзаменом. Даже если не учитывать стиль, то расскрыть всего себя, попытаться показать, что у тебя на душе, ничего не скрывая, ничего не приукрашая (и при этом не рассказывая особо никаких связанных фактов, а только намечая мазками общую картину, общее настроение), как по мне, невероятно трудно. И, возможно, даже немного страшно.

Читать Миллера сложно. Ещё сложней его кому-то советовать. Потому что в этой книге нет ни сюжета, ни истории, есть только эмоции, ощущения, образы, которые не складываюся в общее повестование, но только в общий портрет. Миллер проявляется после, как абсент: выпить сложно, но после открываются картины и миры, о существованни которых даже не подозревал.