Больше рецензий

Meevir

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2015 г. 17:29

10K

5

Гарри Поттер и методы рационального мышления - это такой более правильный Гарри Поттер, чем сами книжки про Гарри Поттера, где автор, Элизер Юдковскй, аккуратно исправляет все самые неадекватные части первоисточника и это приводит к глубочайшему переосмыслению не только самой истории Гарри, но и тех убеждений и установок, которые есть у читателя.

Вы задавались вопросом - ну как так вышло, что мальчика-который-выжил сплавили первым попавшимся маглам, фактически, и ни разу не проверяли, как те с ним обращаются? Ну ладно маги, но магловские-то социальные службы почему совершенно не беспокоились про то, что живого ребёнка заставляют жить в чулане, одевают черти как и харрасят в мелкие слёзоньки? В оригинальных книжках мы видим мир глазами Гарри, глубокого травматика на момент начала истории.
А у Гарри в версии Юдковского совсем другой бэкграунд - ему повезло вырасти психически здоровым. Без идеи и нормальности насилия в голове, без привычки прогибаться перед авторитетами, и с хорошими навыками рационального мышления. Не удивительно, что после первого и беглого знакомства с магической Британией Гарри понимает, что не в сказку он попал, ой, не в сказку.

В текстах Роулинг многие взрослые персонажи упрощены и обективированы: если старый профессор - то вот он профессор - и всё, у него нет других черт личности. Прорицательница - ну вот у неё ровно одна манера поведения и фиксированный набор монологов. Злая колдунья? Ну она зла просто... Ближе к последним книгам Ро немного разошлась и стала делать персонажей чуть сложнее, но всё равно герои в основном остались крайне нежизнеспособными. Вот чем занимается дома Люциус Малфой? Почему у МакГонагал нет бойфренда? Почему люди в этих книгах или женятся после школы, или остаются одинокими всю жизнь? О чем думал Тёмный Лорд и что им руководило? Что заставляло людей следовать за ним? Какая была мотивация у Беллатрисы, например?
Вот Юдковский берет всё это и исправляет, и персонажи Роулинг у него по-настоящему оживают, обретают глубину, мотивацию и способность меняться под влиянием обстоятельств. Например, у него крутейший Невил Лонгботтом, лорд Хаоса, фанат Кхорна и тренированный боевой маг, и я сейчас серьёзно. В фанфике восхитительный Снейп, который наконец-то, ну наконец-то включает мозг и задается вопросом - почему он, взрослый мужчина, продолжает каждый день класть свою жизнь на алтарь посвященной девочке, которая отвергла его еще в школе? Серьезно, что это за мотивация? Представьте, что вас в школе кто-то отверг, задаст ли это вам генеральную линию поведения? Тут крутейший Квиррелл, и восхитительный Аластор Грюм, шикарный такой альфа-badass, и даже Ремус Люпин замечательный.
И Драко. Драко, который способен думать и меняться, Драко, который с детства учился манипулировать людьми, Драко, который решает стать другом Гарри, так как хочет власти над ним. Из троицы Гарри-Герми-Рон Юдковскй выкидывает Рона ко всем чертям (и правильно делает - вообще типаж "дурковатый неудачник оттеняющий героизм главного героя" должен быть уничтожен как чудовищное клише) и заменяет его Малфоем, а пресную и наивную детскую дружбу - напряженным интеллектуальным противостоянием. Как в death note, только ещё лучше.

И это я еще не дошла до самой примечательной особенности - Гарри описан не как цельнолитая личность, а как личность мультиагентная - то есть, состоящая из нескольких субличностей. Это замечательный приём, позволяющий показать не внутренний монолог ( какового, в действительности, не бывает) но внутренний диалог\полилог героя. Я так, сходу, и не вспомню сразу других произведений, где герой был бы так тщательно описан в своём внутреннем многообразии, хотя наверняка они есть. Тем не менее, я уверена, такой подход делает фанфик Юдковского словом и в большой литературе. Надеюсь даже, что в будущем авторы будут писать больше книг с мультиагентными героями.

В фанфике отличный юмор, огромное количество аллюзий на всё на свете, кажется - от Наруто до Моби Дика, от warhammer 40k до Говарда нашего Филипыча Лавкрафта. А на стёбе над яойщицами я каждый раз хохотала в голос, что у меня бывает скорее редко.

Ну и, наконец, про главное. Про рациональность - по которой этот фанфик совершенно бесценное пособие. Серьёзно, такое количество материала я встречала в специализированных курсах по социальной психологи и иррациональности, но вот в развлекательной литературе - еще никогда. Все мои внутренние личности в этот момент запускают фейерверки и мысленно осыпают автора конфетти - в отличие от всех тех авторов, которые претендуютна звание знатоков человеческих душ, Юдковский действительно хорошо разбирается в том, о чем пишет, и приводит экспериментальные данные.

Комментарии


о... еще и такая книжка есть...


хорошая рецензия! уоу...словно перечитала книгу )


Бред...
Это книга для тех, кто либо вообще не читал "Гарри Поттера", либо тот, кто не прочитал роман до конца. Роулинг прекрасно объяснила почему он жил с Дурслями.


Вот тем, кто вообще не читал Гарри Поттера я обычно Юдковского не рекомендую - будет сильно непонятно, кто все эти люди, даже если обмазываться викией в три слоя, да и многие линии приносят куда больше удовольствия, когда ты знаешь, что с героями сталось в оригинале, как линия Снейпа, например.


ГПиМРМ 100% лучше и логичнее оригинала, и вполне можно воспринимать роман как самостоятельное произведение, но будет уже не настолько интересно, ибо куча отсылок и противопоставлений будут пропущено.

аккуратно исправляет все самые неадекватные части первоисточника и это приводит к глубочайшему переосмыслению не только самой истории Гарри, но и тех убеждений и установок, которые есть у читателя.


Ого! "неадекватные части первоисточника" - это сильно. А Вы читали Гарри Поттера? А нужно ли переосмысливать убеждения и установки, созданные воображением автора?

1. А давайте у нас Бильбо Бэггинс не пойдет за сокровищами? Он ведь хоббит, хоббиты не любят уходить далеко от дома? Вот откажется и все тут.
2. А зачем Анне Карениной уходить от мужа? Это поведение неадекватно для женщины высшего общества с ребенком.
3. Зачем судья упек невинного Дантеса в замок Иф? Это тоже неадекватно.
Для того, чтобы знать квантовую механику необходим математический и физический аппарат на уровне университета. Такое обращение с 11летним ребенком гораздо более извращено, чем в неадекватной оригинальной истории...


На мой взгляд, вполне логично, что фанфик начинается с "а что если..." и переосмысления каких-то особенностей канона. Если Бильбо не пойдет за сокровищами, а Эдмон не попадет в тюрьму - может, это тоже был бы интересный фанфик. Юдковский в "методах" даже сделал шуточную главу с мини-фанфиками от читателей. Мне больше всего понравился такой по Моби Дику "Мстить. Кому, киту?! Да вы офигели" или как-то так :)


Безусловно, в качестве творчества фанатов бывают и не такие извращения! Если у произведения есть аудитория значит его можно считать успешным. Но это совершенно другая история, другой мир. И слова "переосмыслить" и "исправить неадекватность" здесь кощунственны.
Если Вам интересно мое мнение, я бы предложила "паразитировать", "переиначивать".


Я думаю, слова типа "кощунственно", применяются где-то дискурсах высокодуховной и Очень Серьезной Литературы, где одну букву поменял при переписывании - и все "The word is celebrate not celibate," says the old monk with tears in his eyes.

Мне герои Юдковского нравятся больше героев Роулинг, так что слово "исправить" здесь из глубины моего сердца, да :)
Бикоз зэ обвиос ризонс.
картинка Meevir


Я перестала Вас понимать совсем (уж извините, плохой из меня опонент в споре). Но я, кажется, поняла, что за мой выговор выбора слов в Вашей рецензии, вы выговорили мне мое "кощунственно". Так?


Мучаете вы старую бедную атеистку религиозной терминологией :) Я даже загуглила, что это загадочное "кощунство" синоним святотатства и в общем-то имеет смысл надругательства над святым, с более узком смысле - над христианской традицией (казалось бы, причем здесь Поттер?).

Ну окей, я попробую объяснить свою позицию так. Вот есть игры серии TES, там обычно довольно жуткая графика у персонажей, они такие кошмарные прям буратины, что кровь из глаз. Но фанаты деланы не пальцем, и накатывают на этих буратин моды с улучшенной графикой - и даже симпатично получается.
Вот фанфики, на мой взгляд, очень часто служат для накатывания модов на чьих-то буратин, я это очень одобряю, и не считаю "кощунством". Вот, например, персонажи сериала про поняшек в каноне своем не отличаются глубиной, например и игры серии Фоллаут не почти могут похвастаться интересными персонажами, а в дивном фанфике Фоллаут Эквестрия прекрасно все, от и до :)
Вот и с МРМ так - те герои, которые мне были скучны иили неприятны у Ро здесь очень преобразились, стало лучше :)


Спасибо! Теперь я Вас поняла. Тут уж не поспоришь.

Думаю, что в современном понимании слово "кощунство" может использоваться без религиозного подтекста и означать просто "надругательство над чем-то хорошим"... Я так полагаю...
Это слово я, кстати, не использую для пафосу, как Вы могли подумать, просто я к нему привыкла с детства, ибо наш любимый учитель по математике очень часто его употреблял. И еще очень много слов, которые мне казались необычными в то время, но сейчас они прочно вошли в лексикон.


Вы знаете, у нас с Вами, наверное, просто очень разный понятийный аппарат. Я даже вот надругательство загуглила - это "умышленное уничтожение или повреждение". То есть если я возьму ведро краски, "Тайную Вечерю" и закрашу всех апостолов телепузиками поверх оригинала - это будет надругательство. А если я возьму ведро краски, чистый лист и нарисую "Тайную Вечерю" с телепузиками, это будет аллюзия, оммаж, фанарт и может быть современное искусство :) *поднимает табличку "ирония"* .

Я просто не понимаю, как вы это слово применяете в этом контексте фанфиков: ведь никакое количество даже очень странных фанфиков (я как-то прочитала гендер-бендерную Снейпмиону, например, "Никогда так не ошибался" (с) Торин) не испортят и не уничтожат оригинала, как и никакое количество самых восторженных отзывов на эти фанфики, вроде моего.


Ахаха, эти Ваши телепузики душу мне потешили!
Да! Вы правы! Вы правы! Сдаюсь! Вы меня уложили на лопатки.
Конечно, ничто ничего не испортит. Просто как отъявленный любитель Гарри Поттера не смогла Вам простить Вашего выбора слов.
А еще Вы очень правы, что мы с Вами люди с разных концов мира, и совсем-совсем по-разному все понимаем. И это ли не прекрасно!


Я, как можно понять из моего выбора слов, никогда не была ни отъявленным, ни просто любителем Гарри Поттера. В основном потому, что герои там никогда не реагируют на ситуации так, как реагировала бы на них я.
Например в Принце-Пулукровке, когда мы вместе с Гарри узнаем, что Джеймс был просто... Булли (в русском "хулиган" и "задира" звучит не обязательно обидно, так что пусть будет уголовный, жаргонный "чморила"), Гарри не переживает это никак или почти никак. Но погодите, узнать, что ваш родитель - чморила, а ваша мать решила, что он таааак сексапильно обижает слабеньких и тут же выскочила за него замуж - это же должно у вас порождать личностный кризис какой-то. Это должно у вас порождать вопросы, что чморилы и люди, которые считают чморил привлекательными делают, между прочим, в Гриффиндоре.
Но нет, Гарри у Ро это все совершенно не беспокоит. А вот Гарри из МРМ от этого знания страдает, переживает его, делает выводы - действует как живая, представимая, понятная личность. И это один пример, но так можно любое место книг разбирать :)


Ох. Вам повезло. Я в отрочестве делала гораздо больше ошибок чем Джеймс и, мне кажется, в некоторые моменты вела себя гораздо позорнее, и если мои дети были бы такими строгими к ошибкам моей юности, то, я надеюсь, у них никогда не будет шанса понаблюдать меня в этом возрасте. Да и мужа моего тоже. Он вообще засранцем был.
А жизнь-то длинная. И запоминаются только самые яркие моменты. А, наши друзья (или враги, как Снегг здесь) могут запомнить что-то совсем для нас незначимое, что-то мимолетное и неважное или позорное, о чем хотелось забыть.


Ну да, у Малыша Алекса в "Заводном апельсине" тоже были "ошибки юности" - он убивал и насиловал. Действительно. Что такого. У всех бывает. Молодость, она такая, видимо. Потом вырастаешь и забываешь эти "мимолетные" и "неважные" события. *сарказм человека, который был в травле с той же стороны, что и Снейп, вот уж "повезло" так повезло, да*

Я думала только у персонажей Ро какая-то фантастическая терпимость ко злу и насилию, как будто это нормальная часть жизни, хотя на самом деле нет. Но, видимо, у фанатов тоже 0_о


тут Вы правы. У Роулинг все книги про насилие. Любит она это очень. А конкретнее - про насилие, геев, женщин и нац. меньшинств. Она же из Великобритании!
Если Вы про меня, то я не фанат. Раз уж мы с Вами взаимно расширяем словарный запас друг друга, то вот:
Фана́т (также фан, фэн; сокр. от фанатик, лат. fanaticus — «одержимый, неистовый», греч. Φανατισμός — «слепая вера») — человек, испытывающий особо повышенное влечение к определённому объекту (кумиру). Про таких говорят, что он «фанатеет» от чего-либо (то есть преклоняется, в отличие от фанатизма).
Люди, которые называют себя фанатами почти всегда очень ограниченные и назойливые и вызывают у меня отторжение. А преклонение - это что? Преклоняться перед книгой? Звучит странно.
Книги о Гарри Поттере - прекрасны (по моему мнению), как и тысячи других.


Извините, что вмешиваюсь, но мне кажется, что Гарри очень даже переживает. Возможно, это не слишком подробно описано, но это ведь автору надо сюжет раскручивать дальше, жанр не тот, чтобы зацикливаться на рефлексии героя.
Мне вообще кажется, что Вы не учитываете специфики жанра. Это ведь сказка, однако.


Все хорошо, я не против продуктивной дискуссии, когда она возможна. Я на ГП смотрю как на фентези. В фентези же может быть рефлексия. "Ведьмак" вот состоит из неё на 146%, а Волшебник Земноморья - чуть более, чем наполовину :)


Вот я так и поняла, что Вы сравниваете не с тем. По антуражу это похоже на фэнтези, а по сути - очередная история Золушки. Мы ведь не задаёмся вопросом, где была крёстная все эти годы?
Да и потом, первая книга написана про детей 11-ти лет и для детей такого же возраста. Какая тут рефлексия. С каждой новой книгой герои становятся старше и учатся думать, с ними взрослеют и читатели. По крайней мере, так было, когда книга издавалась впервые. А сейчас они, дети, читают всю книгу от начала до конца.
У "Ведьмака" и "Волшебника Земноморья" аудитория постарше.


"харрасят"? может быть, вы имели в виду "абьюзят"?