Больше рецензий

25 февраля 2015 г. 20:09

617

4

1. Все мы обладаем установкой либо на данность, либо на рост.
2. Те, кто полагает, что их уровень интеллекта и личные качества неизменны, имеют установку на данность.
3. Те, кто считает возможным изменить свою личность, имеют установку на рост.
4. Люди с установкой на рост уверены, что у них обязательно будут возможности для самосовершенствования.
5. Установки формируют мировосприятие. Но их можно изменить.
6. Ученики, которых хвалят за способности, обычно приобретают установку на данность и отказываются от решения сложных задач. Ученики, которых поощряют за приложенные усилия, показывают со временем лучшие результаты.
7. Спортсмены с установкой на рост воспитывают в себе силу характера, постоянно заставляя себя преодолевать трудности.
8. Руководители с установкой на данность, считающие себя гениями, могут быстро развалить компанию.
9. Компаниям нужно оценивать кандидатов на руководящие должности исходя не из их “природных талантов”, а из способностей к личностному росту, и обязательно давать им задачи, позволяющие научиться чему-то новому.
10. Наставник должен всеми силами показывать, что он заинтересован в том, чтобы ученик развивался и двигался дальше.

Дальше...


Установка на рост

Некоторые люди умнее, внимательнее или смелее других. Многие годы специалисты объясняли эти различия индивидуальным сочетанием условий жизни, психологических особенностей и генетической предрасположенности. Но есть и другие факторы, определяющие индивидуальные характеристики личности, в том числе зависящие от психологической установки человека – установки на данность или на рост.
Те, кто считают свой уровень интеллекта и личность в целом неизменными, обладают установкой на данность. Такие люди в любой ситуации чувствуют необходимость самоутверждения. Установка на данность часто прививается в детстве, под влиянием учителей или родителей. В свою очередь, люди с установкой на рост уверены, что могут со временем развить те или иные качества или изменить их. Они верят, что будущее открывает перед ними возможности для развития, даже в самые трудные времена.
Чтобы продемонстрировать разницу между установками на рост и на данность, был проведен эксперимент, в ходе которого участников спрашивали, что они будут делать, если сначала получат на экзамене тройку, а затем обнаружат на лобовом стекле машины штраф за неправильную парковку. Респонденты с установкой на данность в случае такого нарастания неблагоприятных событий посчитали бы, что на них ополчился весь мир, а респонденты с установкой на рост говорили, что стали бы уделять больше внимания учебе и тщательнее выбирать место для парковки.

Влияние установок

Установки влияют на нашу жизнь. Те, кто имеет установку на данность, склонны воспринимать близко к сердцу каждый свой промах. Любую неприятность, от увольнения с работы до ухода любимого человека, они считают знаком того, что мир их отвергает. Изо всех сил стараясь скрыть от окружающих свои слабости, они непоколебимо верят, что их отношения с другими людьми и черты характера – как собственные, так и партнера, – всегда остаются неизменными. Люди с установкой на рост, напротив, считают, что могут изменить свою личность и развить способности. Они любят учиться и чувствуют разочарование, если им не удается реализовать свой потенциал. Установка на рост помогает преодолевать стресс.
Помимо прочего, установки определяют лидерские качества, а также успехи в учебе. Так, студенты-медики с установкой на данность теряли интерес к важному для своей специальности предмету, стоило им получить тройку. Привыкнув быстро добиваться результата, они переставали интересоваться тем, за что немедленно не получали вознаграждения. В то же время студенты с установкой на рост добивались все больших успехов по мере усложнения учебного материала.
Установки важны для развития природной одаренности. Один специалист, занимавшийся исследованиями в области обучения, выяснил, что у многих признанных талантов – от пловцов до музыкантов – способности проявлялись лишь после упорных занятий и экспериментов. К примеру, прежде чем Моцарту удалось сочинить нечто действительно заслуживающее внимания, прошло десять лет. Изобретатели и художники сохраняют способность учиться на протяжении всей жизни, даже став вполне зрелыми людьми. Они не полагаются лишь на данные природой способности.
Установки влияют и на то, как ведут себя люди во время депрессии. Студенты с установкой на рост стараются преодолеть подавленность и не забрасывают ни учебу, ни свои увлечения. А вот студенты с установкой на данность, впав в депрессию, становятся менее активными и мало интересуются происходящим вокруг.
Те, кто имеет установку на данность, реагируют на похвалу иначе, чем те, кто имеет установку на рост. Дети, которых постоянно хвалят за сообразительность, часто в итоге приобретают установку на данность и избегают новых, сложных задач. Тесты показали, что они стремятся лишь получить удовольствие от успеха, не хотят рисковать и обнаруживать свои слабости. Школьники, которым сообщали о том, что у них есть явные способности, не выражали желания решать более сложные задачи. Они жаловались, что дополнительная нагрузка мешает им получать удовольствие от учебы.
В то же время ученики, которых хвалили за прилагаемые усилия, говорили, что любят трудные задания. В ходе экспериментов выяснилось: если хвалить ребенка за его способности, это влечет за собой снижение его коэффициента интеллекта (IQ), а если хвалить его за то, что он старается и усердно работает, то его IQ повышается.
Навешивание ярлыков – как негативных, связанных с гендерными или расовыми стереотипами, так и позитивных (“одаренный”, “гениальный”) – может нанести немалый вред. Ярлыки, как правило, препятствуют раскрытию потенциала. Существуют различные механизмы, под действием которых любой ярлык приводит к занижению самооценки, а негативный ярлык становится самосбывающимся пророчеством. Если учитель твердит, что женщины не способны к математике и точным наукам, успеваемость девочек по этим предметам может и вправду ухудшиться. Когда исследователи попросили подростков мужского пола сказать, насколько верны негативные стереотипы относительно девчонок, само обсуждение этих стереотипов способствовало повышению у мальчиков самооценки.

Как изменить установки?

Результатом установок является формирование определенного мировосприятия. Однако установки можно менять, осваивая новые навыки. Человек способен научиться мыслить иначе и реагировать на внешние события и трудности по-другому.
К примеру, когда спортсмены с установкой на рост раз за разом преодолевают себя, они воспитывают в себе положительные черты характера. По свидетельству психологов, такие спортсмены не нацелены в своих помыслах исключительно на победу, – они сосредоточены на процессе, получая столько же удовольствия от преодоления трудностей, сколько и от финального успеха. Они учатся на неудачах и знают, что упорный труд приносит результаты. Спортсмены с установкой на данность, напротив, стремятся к победе любой ценой, желая показать, что они сильнее соперников, а проиграв, впадают в депрессию.

Талант и обучение

Современный бизнес буквально молится на таланты. Это неизбежно вырабатывает определенные установки. Компания Enron активно привлекала талантливых сотрудников с высшим образованием. В ней сформировалась особая внутренняя культура, при которой работники просто не могли позволить себе допустить ошибку: тем самым они повредили бы своей репутации и имиджу корпорации. Enron ни за что не желала признавать свои ошибки и трепетно относилась к своему имиджу, поэтому, когда инвесторы хотели получить более подробные сведения о состоянии компании, установка на данность заставляла ее руководство вставать в оборонительную позицию и лгать.
Исследования показывают, что компании, во главе которых стоят люди с установкой на рост, предпочитают нанимать сотрудников, не перечисляющих в резюме свои степени, а способных выявлять узкие места и находить решения проблем. Такие лидеры верят в способность человека расти и справляться с трудностями. В ходе одного исследования специалисты провели сравнительный анализ компаний, взяв за отправную точку динамику стоимости их акций. Сравнив компании, показывавшие впечатляющий рост, с теми, курс акций которых не изменялся либо падал, они выяснили: успех зависит от наличия лидера, способного постоянно наблюдать, как идут дела в фирме, и решать возникающие проблемы.
Другие исследователи провели эксперимент со студентами бизнес-дисциплин, который позволил им сделать важные выводы. Оказывается, сама постановка задачи и критерии оценки ее выполнения способствуют формированию той или иной установки. Перед двумя группами студентов поставили достаточно сложную задачу управления гипотетической мебельной компанией. Одной группе сообщили, что по результатам задания будут оценивать их природные менеджерские способности, и таким образом у испытуемых стимулировали установку на данность. Другим же было сказано, что задание даст им возможность выработать у себя менеджерские способности: так у этих студентов сформировали установку на рост. Поначалу ни одна группа не справлялась с задачей. Но со временем члены группы с установкой на рост извлекли уроки из собственных ошибок и, мотивируя друг друга, обогнали первую группу.
Объясняя учащимся, в чем значение правильной установки, можно существенно повысить их самооценку. Главное здесь – показать, что наставник заинтересован в том, чтобы ученик развивался и двигался дальше. Но при этом преподаватели должны быть осторожны в формулировках. Как уже было сказано, необдуманная похвала часто работает против учащегося: у него может возникнуть неверное представление об эффективности своего учебного метода, об уровне своих способностей и о том, как скоро можно достичь значимых результатов. Хвалите учащихся за усилия и достижения, чтобы стимулировать в них стремление к более сложным задачам. С детьми нужно быть особенно осторожными в оценочных суждениях. Из брошенного мимоходом “Ты все быстро схватываешь, ведь ты такой сообразительный” дети могут сделать вывод, что усваивать что-то новое медленно – это плохо.
Неразумно также всеми силами защищать детей от ошибок. В жизни человеку нередко приходится оказываться отнюдь не в роли победителя. Родители, которые видят свою цель в том, чтобы помочь ребенку всегда быть лучшим, не дают ему установок, помогающих адекватно справиться с неудачей. В итоге в подобных случаях он склонен обвинять других, принижать значение того дела, которое ему не удается, или, боясь поражения, делать его самосбывающимся пророчеством.

Установки и лидерство

Лидер с установкой на данность может привести компанию к краху. Один исследователь установил, что сосредоточенность руководителей исключительно на своей репутации может стоит их компаниям жизни. К примеру, Ли Якокка, который сумел возродить корпорацию Chrysler, со временем стал думать лишь о собственном имидже. И пока он увлеченно занимался самопрославлением, компания вновь пришла в упадок.
Тот же исследователь обнаружил, что лидеры, считающие себя гениями или пророками, не в состоянии создать великую команду. Альберт Данлэп, считавший себя выдающимся антикризисным менеджером, был приглашен в компанию Sunbeam. Желая стать героем в глазах акционеров, он закрыл две трети заводов и уволил половину сотрудников. Однако стоимость компании поднялась так высоко, что он оказался не в состоянии ее продать. Вынужденный заняться управлением компанией, он увольнял несогласных и искусственно завышал цифры доходности. Через два года его выставили за порог.
Руководители с установкой на рост являют собой противоположный пример. Возглавив General Electric, Джек Уэлч сразу же признал, что он не гений, и выразил готовность учиться. Он стал стимулировать вклад сотрудников в развитие компании и разрушать внутренние бюрократические барьеры, часто встречался с рабочими, чтобы узнать их мнение. А однажды он отправился в элитный клуб топ-менеджеров компании и поднял вопрос о его деятельности и планах. Вскоре президент клуба объявил, что клуб превращается в отряд добровольцев и открывает членство для всех желающих. Спустя 20 лет в нем уже числилось 42 тысячи сотрудников, шефствовавших над школами, библиотеками и детскими площадками. Уэлч уволил четырех руководителей, выполнявших финансовые планы, но не следовавших корпоративным ценностям компании. Но и он не был застрахован от неудач. Приобретя инвестиционный банк Kidder, Peabody & Co, в котором работали нечистые на руку трейдеры, Уэлч совершил ошибку, которая обошлась General Electric в сотни миллионов долларов. Но эта история помогла ему понять, сколь тонкая грань отделяет избыточную самоуверенность от провала. В целом за 20 лет работы Уэлча стоимость GE поднялась с 14 до 490 миллиардов долларов.
Хорошие руководители горят желанием учиться. Многочисленные исследования доказывают, что прирожденных лидеров не существует. Лидерами становятся, изменяя себя. Вместо того чтобы пытаться найти будущих лидеров, ориентируясь на природный талант, компаниям следует оценивать кандидатов на руководящие должности исходя из их способностей к личностному росту и обязательно давать им задачи, позволяющие научиться чему-то новому. Предоставляя сотрудникам возможности для обучения, фирма не только способствует их росту и повышению доходов, но и помогает им научиться справляться с трудностями.

В любви и на войне

И в личных отношениях люди с разными установками ведут себя по-разному. Те, кто имеет установку на данность, предпочитают спонтанное начало отношений и драматичные расставания. Они с трудом прощают, поскольку партнер может счесть это слабостью. Когда в отношениях что-то идет не так, они, как правило, обвиняют в этом своих избранников, отрицая собственную вину. Некоторые способны так увлечься конкурентной борьбой с партнером, что принижают и его достижения, и его личные достоинства.
В зависимости от того, как вы воспринимаете внешние события и как на них реагируете, ваше мировосприятие может стать для вас источником радости – либо постоянных переживаний. Люди с установкой на данность обычно склонны к критике. Используя когнитивную терапию, психологи побуждают таких людей спрашивать себя, почему они резко судят об окружающих и оправданны ли подобные суждения. Это один из способов разрушить установку на данность и открыть для себя возможность роста.