Больше рецензий

19 февраля 2015 г. 12:23

337

2

Сэр Макс перестал рассказывать истории. Он начал их объяснять. И это, пожалуй, самое печальное, что могло случиться с такими чудесными книжками.

Рецензия содержит грусть, спойлеры и жалобы на несправедливость мироздания.

Дальше...

Маленькая личная предыстория

Впервые я наткнулась на книги в черно-оранжевых обложках, когда мне было 13. Чудесный возраст для того, чтобы познакомиться с Максом. Тогда еще даже не сэром. Восхитительный возраст для того, чтобы ходить и искать зеленую дверь в белой стене и трамвай с жутким, завораживающим возницей, радоваться тому, что Меламори — умница и вообще удивительно сумасшедшая птица, верить в то, что быть болтливым и легкомысленным — это лучший вариант того, каким может стать человек.

В общем, в мои 13 Макс Фрай меня очаровал.
Сейчас мне 23 и, знаете, я кажется только что вконец разочаровалась. Нет, правда. Черно-оранжевые «Лабиринты» я любила и люблю по-прежнему. Черно-зеленые «Хроники» покорили меня Тришей, маленькой кофейней и гостями, которые наконец отодвинули надоевшего к тому времени Макса на задний план. Черно- какие там они кстати? Ох, пардон, они же вообще не «черно-». Ну в общем, песчано-кудрявые «Сновидения» стали чертовски большим разочарованием. Я не думала, что в 23 может быть так обидно из-за книжки. И это, конечно, своего рода признание, что я все еще испытываю к Фраю нежные чувства, но.

Но этот кактус больше есть не буду. «Слишком много кошмаров» - последняя книга о сэре Максе, которую я купила и прочла.

Конец маленькой личной предыстории

Скучно. Скучно. Скучно-скучно-скучно! Помните, как в «Sherlock BBC» Холмс-Камбербэтч палил в стену от скуки? Вот с этим ощущением и желанием повторить его действия я продиралась через первую половину книги. Пять сотен страниц. Зачеееем так много, зачем? Фрай обычно отлично укладывался в триста с небольшим — и их я «проглатывала» за несколько часов. «Слишком много кошмаров» читала три дня — по моим меркам, рекорд. Я даже с «Отверженными» справилась быстрее, простите уж за сравнение.

Зато у этой книги — самая честная аннотация, которую я когда-либо видела. По крайней мере до строчек «слишком много жизни». Вот чего нет, того нет. Кошмаров, историй, секретов, улиц и друзей действительно в избытке, а жизни как-то не хватило.

К отзыву с «фальшивыми елочными игрушками» присоединяюсь всецело. Такое ощущение, что местами ты не Фрая читаешь, а просто жуешь картон. Или кашку кушаешь. Вроде полезно, нужно — а ни вкуса, ни красоты, ни радости. Ни-че-го.

Что стало с манерой Фрая выражаться? Черт его знает, но раньше именно язык очаровывал, заставлял почувствовать, что ты идешь по Гребню Ехо, под ногами приятно ощущаются камни мостовой, а ласковый ветер с Хурона приносит вкусные запахи и спрашивает: «где же ты так долго был, дорогой?». А сейчас это какая-то непролазная канцелярщина с обилием сравнений и списков, которые уместны в научных работах, а не в художественной литературе. Нет, местами там проглядывает Фрай, который вполне еще «торт» - и тогда становится легко, смешно и мило. Но иногда читать было откровенно тяжело.

Ужасно раздражали умствования персонажей. Ну вот раньше они же могли как-то разговаривать, делать выводы и вляпываться в чудеса без всей этой многостраничной ерунды о смысле жизни. То есть, ерунда была, но она была несоизмеримо короче — и покоряла этим. Еще из минусов — бесконечные объяснения, кто, что, кому и когда. Это, наверное, исключительно вкусовщина, но мне кажется, что кому надо — тот пройдет по сноске, увидит, где про это рассказывалось и прочитает. А кому не надо — и так сойдет. Пересказ по стопицотому разу того, что такое Темная Сторона и кому туда можно, как она любит Макса и кто такой Шурф ужасно мешает радоваться самой истории.

Кстати о Шурфе. Вот он, Джуффин и леди Сотофа меня очень радуют. Они тоже меняются, но, в отличие от подавляющего большинства персонажей, не становятся хуже. Меламори делает мне грустно. Так и хочется сказать — девушка, милая, ну перестаньте быть капризной ТП, свободная и истеричная — это не синонимы. И взрослый и скучный — не синонимы тоже.

Жаль, что так задвинули Мелифаро и сэра Кофу. Вообще атмосферы Дома у Моста не хватает страшно, и дело даже не в том, что эту атмосферу отняли, а в том, что на смену ей не дали вообще ничего.

Малдо Йоз… Знаете, я читала слишком много фанфиков с Мэри-Сью, чтобы мне понравился этот персонаж))). Он просто никакой. Ни рыба ни мясо. И жизни в нем нет ни капли. Он просто нужен для сюжета — так же, как художница в предыдущей книге «Сновидений». И от этого становится невероятно грустно. И настолько он неестественный, натянутый, что это распространяется моментально на всех персонажей, с которыми он вступает в диалог. Особенно жуткая в этом плане получилась сцена, где они с Максом напиваются. Картонные люди издают картонные восклицания. Вот друг его — Пелле-не-Пелле — еще куда ни шло.

Последняя треть книги чуть лучше, там даже попадались забавные места, но упс, их было слишком мало, чтобы исправить впечатление в целом.

Книга оставляет ощущение какой-то незаконченности. Вроде бы и все дела улажены, до ужаса скучная интрига раскрыта, сновидцы спасены, а вот буквально пары страниц — чтобы увериться в том, что все всем сказали, дела доделали, увидимся в следующий раз — не хватило.

Жаль, очень жаль. 4 из 10.

Комментарии


Да, да, да, да, сто тысяч раз да!!!!
и про манеру выражаться, и про картонность персонажей, и про Сотофу с Джуффином и Шурфом - как лучи света в тёмном царстве.
И про... да про всё - сто тысяч раз да.

Знаете - меня радует, что это не я одна не могу дальше восхищаться "Сновидениями". Впрочем, "Сновидения" с самого начала вызывают у меня вопрос - а нафига???


вот да, "нафига" - это очень хороший вопрос, только ответ на него будет грустный и прагматичный, кмк


О, да. Думалось, что только я влипла в эту вязкую кашу бесконечных разговоров ни о чем. Ан, нет.
И дело, видимо, не в возрасте даже, раз такое происходит с барышнями не только в 29, но и в 23.


в 36 тоже
учитывая что я начинала с самого первого издания аж 1997 года (черно-оранжевое причесали достаточно сильно, что бы уже тогда обидеться), с уверенностью могу заявить - сейчас СветаМартаМакс пишет не просто плохо, а феерически чудовищно.


Мне 30 и я того же мнения..