Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

18 февраля 2015 г. 18:00

1K

3

Сборник называется "Дети Эдгара По", вот только думается мне, что старина По отрекся бы от такого потомства. Для начала подобные названия нельзя давать от балды – любой читатель, даже не подспудно, а вполне сознательно будет сравнивать и ничего не увидит. Нет здесь той атмосферы, какой отличались рассказы По – он ведь писал весьма просто, а закручивал на уровне мрачняка, отчаяния и безысходности. А тут будто бы состязание кто выплеснет на читателя больше тумана и экзальтации.
Хотя, если ознакомиться с предисловием составителя, кое-что проясняется. Во всех смыслах. Составлял этот сборник Питер Страуб, который сам любитель подпустить непоняток в текст, и вообще по моему скромному мнению, амбиции его перевешивают литературный талант, но это к делу не относится. Так вот, говорит он, что не может не угнетать, как презрительно относятся читатели к жанру хоррора, считая при том Эдгара По классиком. Давайте-ка соберем рассказы хороших современных представителей жанра и чтоб там были не кровь-кишки, а психологический накал. Идея благородная, но как-то оно получилось… нероман =_=

Первое, что неизбежно бросается в глаза – громкие имена известных авторов на обложке. Собственно, кроме них, известных русскому читателю больше почти никого нет, но ведь узнавать новое – всегда хорошо? И каждый рассказ предваряется краткими биографиями писателей, из которых мы с удивлением узнаем, что все они такие супер-известные, хотя из актива у многих лишь пара работ в каких-то неизвестных журналах и работы эти неизменно получали награды. Я в шоке, но если награды дают такой тоске, то что же тогда представляет собой остальная масса бессмысленного и беспощадного американского хоррора? Неудивительно, что его никто не любит.
Если выбрать из сборника наиболее интересные рассказы, то я бы остановила внимание на следующих:
Брайан Эвенсон "Тело". Нечто совершенно безумное, существующее в вывернутой физической и психической реальности. Из той породы, что никому не рискнешь советовать, но сам читаешь с нечеловеческим вожделением. И второе, что мне очень понравилось – "Баллада о гибкой пуле" Стивена Кинга, но тут даже сомневаться не надо, Кинг умеет рассказывать истории.
Относительно понравились рассказы: Джо Хилл "Призрак двадцатого века" и Нил Гейман "Октябрь в председательском кресле". Как видите, тоже известные имена с обложки, опубликованные явно не в одном фэнзине.
И показались интересными:
Томас Тессье "Причуды ради" поначалу был жутко занудным, но концовка взорвала. А также отдельно хотелось бы назвать безысходно-болезненный "Голос пляжа" Рэмси Кэмпбелла, потому что, пусть в нем так же, как и в других рассказах, не пахнет Эдгаром По, зато здесь такая махровая лавкрафтовская атмосфера, что, если б не приметы нашего времени, я бы решила, что чувак реально где-то надыбал неопубликованные черновики.

Наверное, если зарыться поглубже, можно было бы назвать еще пару рассказов, которые нескучно читать, но по большей части они все под копирку, с томными придыханиями, ангстом, беспричинными страданиями на нервной почве и полным отсутствием вменяемого сюжета. Все попытки нагнать саспенса нагнетают, скорее, скуку, недосказанности оборачиваются незавершенностью, а повествование ну такое аморфное и высосанное из пальца, что третьеклассник увлекательнее может написать, как он провел лето. И, наверное, даже страшнее, потому что ни одного действительно страшного рассказа здесь не было.