Больше рецензий

20 октября 2024 г. 06:06

255

4 Не только «золотой век»

Очередной сборник детективных рассказов английских авторов, по сути, похож на ранее прочитанные мной «Не только Холмс» и «Только не дворецкий». Но есть и отличия. Во-первых, «Английский детектив. Лучшее» не ограничен какими-то временными рамками: в него включены произведения как Конан Дойла, так и наших современников. Во-вторых, в нём нет справочных сведений о повседневной жизни жителей Великобритании (последнее объясняется тем, что изначально он предназначался для самих англичан). Ну и наконец, если «Холмс» и «Дворецкий» получились достаточно ровными по своему составу (почти все включённые в них рассказы могут быть оценены в пределах от 3 до 4,5 баллов), то ныне рецензируемая книга сдержит целый ряд детективов, выходящих за рамки данного диапазона, причём как в ту, так и в другую сторону.
Высший балл от меня получили: «Дживз и похищенная Венера» П. Вудхауза, «Полицейский и призрак» Д. Сэйерс, «Рыжий парик» Д. Карра; на все эти рассказы мной уже написаны (или будут написаны в ближайшее время) отдельные рецензии.
Кратко пробегусь по тем из остальных произведений, которые меня чем-то зацепили.
— А. К. Дойл, «Медные буки». Вещь, безусловно, хорошая (4,5), но встаёт вопрос: насколько она здесь уместна? В принципе, любители детективов её и так знают почти столь же хорошо, как, скажем, «Собаку Баскервилей».
— Н. Марш, «Смерть в эфире». Безусловно, один из лучших детективов писательницы (4,5). Технические аспекты преступления в нём проработаны настолько основательно, что можно подумать, будто рассказ вышел из-под пера автора-мужчины.
— П. Мойес, «Честный шантажист»; Р. Барнард, «Утреннее телевидение». Рассказы совсем коротенькие и относительно современные (1982 и 1987 гг. соответственно), но на меня произвели в целом довольно благоприятное впечатление (оба — 4).
— Л. Коуди, «Случайная удача»; Р. Ренделл, «Источник зла». Оба рассказа объединяет то, что они могут считаться, в сущности, неплохими по стилю изложения, но какими-то оборвавшимися, лишёнными всякого логического завершения (если только у «Удачи» не было продолжения, о чём в сборнике не упоминается). Поэтому только две тройки.
— Д. Линскотт, «Отравленный персик». Вещь, по сути, совсем новая (1997 г.), но вполне классическая как по форме, так и по содержанию (представляющая собой ретродетектив). Моя оценка: 4,5.
— П. Робинсон, «Две дамы из Розового коттеджа» (4,5); Я. Флеминг, «Осьминожка» (4); Э. Перри, «Герои» (3,5). Три достаточно неплохих миниатюры, но только это вообще никакие не детективы, а соответственно житейская история, приключенческий рассказ (с тем самым Джеймсом Бондом, который, однако, в данном случае играет, по сути, чисто номинальную роль) и военная драма (что-то в духе «На Западном фронте без перемен»)...
— Д. Гэш, «Глаза короля Оффы». Вполне оригинальный психологический триллер, но у меня возникли некоторые сомнения относительно правдоподобности его сюжета (4,5).
— М. Аллингем, «Однажды утром его повесят». Детективная классика от одной из гранд-дам «золотого века». Странно, но, если судить по пока что прочитанным мной произведениям, рассказы этой писательнице удавались явно лучше, чем романы (4,5).
— М. Ц. Луин, «Семейное дело». Ещё один удачный образец более-менее современного детектива (1988 г.), при этом оригинального по содержанию и не лишённого иронии (4,5).
Собственно, здесь были упомянуты далеко не все произведения, включённые в сборник, поскольку их там 32, а перспектива впихивать 32 рецензии в рамки одной меня не особо вдохновила. Поэтому напоследок скажу лишь о том, что данное издание, безусловно, заслуживает внимания со стороны любителей детективов вообще и классических английских детективов в особенности.