Больше рецензий

10 февраля 2015 г. 08:25

554

Написать рецензию на книгу малоизвестного писателя подвигло, во-первых то, что меня как историка заинтересовала тема, во-вторых то, что для меня Владимир Николаевич Першанин вовсе не малоизвестный писатель. С его произведениями я познакомился еще в студенческом возрасте. Правда, тогда он писал детективы, а в последнее время переключился на книги о Великой Отечественной Войне.
С первых страниц я сразу вспомнил тот восхитивший меня когда-то стиль повествования: динамичный, четкий, немного суховатый, без излишней красивости. В книге описан непродолжительный период апрель-май 1942 года, когда после победы наших войск под Москвой у советского командования возникли шапкозакидательские настроения, и они гнали солдат вперед, не считаясь с потерями. Главный герой книги «Я-бронебойщик» сержант Андрей Коробов, бронебойщик, истребитель танков. От его лица и ведется повествование. Самая сильная сторона автора, это абсолютная правдивость. Он ничего не приукрашивает, но и не сгущает краски. Чувствуется, что автор долго и скрупулезно беседовал с тем ветераном, который послужил прообразом главного героя. Потому прочитанному сразу и безоговорочно веришь. Он правдив даже там, где большинство прочих авторов пишущих о войне, либо врут, либо просто обходят негативные моменты. Это и то, что перед наступлением тогда в 1942, когда окончательной победой и не пахло, отдельные красноармейцы поодиночке и группами перебегали к немцам, предпочитая жизнь в плену смерти во время наступления, и то, что мародерство было обычное на войне дело. Владимир Николаевич и в своих детективах не отличался толерантностью, не изменил себе он и здесь. Устами своего героя он откровенно повествует, что большинство красноармейцев призванных из республик Кавказа и Средней Азии не считали ту войну своей, всячески пытались прикинуться не понимающими по-русски и с переднего края улизнуть.
В общем, как историк я прочитал книгу с удовольствием. А вот как читатель, знакомый с более ранними произведениями автора оказался весьма разочарован. Почему? Да потому что Владимир Николаевич талантливый мастер именно социального детектива, и не стоило ему браться не за свое дело. Его повесть, написанная в конце девяностых годов «Охота на асфальте», это настоящий шедевр. Помню, как я зачитывался его детективами, написанными уже в начале нулевых годов и опубликованных в журнале «Подвиг». Почему же автор, написавший столь яркие произведения, прекращает писать детективы и обращается совсем к другому жанру?
Тут, думаю, основополагающую роль сыграли следующие факторы. Первый – крайне неудачные экранизации «Охоты на асфальте». Их было аж две и обе… в общем, бездарные сценарии загубили великолепную повесть. Ну и еще, его детективы не печатало ни одно издательство. И в самом деле, было от чего пасть духом. Тут бы ему понять, что все дело не в отсутствии таланта, а всего лишь… Все дело в том, что у Донцовой были толкачи из старых знакомых ее папаши, у Устиновой обширные знакомства на телевидении, Маринина – подполковник милиции, но в Москве и имела связи. А он тоже подполковник милиции, но в Волгограде и в центральных издательствах при такой конкуренции в детективном жанре слово за него замолвить оказалось некому.
Неуемное желание издаться, вот что заставило талантливого детективщика сменить жанр. Что же здесь он рассчитал верно, его книги о ВОВ стали издавать в ЭКСМО, и издали больше десятка. Но что он от этого получил кроме относительно небольших гонораров. Известность? Его как не знали, так и не знают. А тот десяток лет, что он писал эти книги… за это время он бы наверняка написал детективы еще лучше чем «Охота», ведь у него все было для этого: и милицейский опыт, и рука поставлена, и главное – бесспорный талант. А сейчас возраст не тот, время упущено и назад уже нет возврата.