Больше рецензий

Inok

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 февраля 2015 г. 01:43

639











































































































































































Надеюсь, что никого не обижу, если скажу, что те или иные вещи в литературе люди редко познают интуитивно. Чаще всего они полагаются на внешнее впечатление, которое находит отклик в их душах, а то, что вопиет из глубины, они вовсе не замечают. Поэтому многие считают Зощенко весёлым, хотя он был очень грустным, или считают оптимистом Хаяо Миядзаки, который, по его собственным словам, крайний пессимист, разочаровавшийся в мире (поэтому его миры столь красочны). То же с Брэдбери.
Я, может быть, удивлю многих, но в душе Рэй Брэдбери был достаточны злым человеком. Это, собственно, постоянно сквозит у него между строк. Возможно, будет не совсем понятно , но именно поэтому его истории столь ярки и в них так много детства.
И вот этот человек написал очень страшную книгу. "Вино из одуванчиков" - вещь совершенно жуткая. Это как если бы старик разглядывал с детишками свои старые фотографии, а в это время мир катился в тартарары и по улице скакали всадники апокалипсиса. Кстати, патологический страх смерти и постоянное желание сохранить жизнь путём консервирования тоже мне волан-де-морт, - это характерная черта Брэдбери.
Крамольная мысль есть у меня, но озвучу её, ибо искренне считаю, что Рэй Брэдбери - писатель крайне переоценённый, переоценённый даже сильнее, чем Хэмингуэй. По крайней мере, написана эта книга (равно как и те другие, которые я у него читал) вовсе не так хорошо, как малюют.
А книга, повторюсь, страшная. Если смотреть на неё в розовых очках то, вроде, "Вино из одуванчиков", смех, жизнь и вселенская большая любовь, а как снимешь, так там пострашнее платоновского "Котлована" будет.

Комментарии


Не люблю Рэя Бредберри, чисто эмоционально, по причине того, что даже после самого короткого рассказа остается ощущение, что только что выбралась из какого-то липкого кошмара. А вот после "Вина из одуванчиков" осталось еще более неприятное чувство - какой-то натужной лиричности. Жизни и радости я там как-то не заметила.


В юности, когда была жива ещё моя мама, я дал ей почитать эту книгу. Она была человеком очень добрым, но ей крайне не понравилось. А я лишь постепенно, как, впрочем, и все, пришёл к тому, что мама была права.
И вы, кстати, тоже правы, говоря так о книге.


Прочитав ваш комментарий, поняла, что есть очень простое слово, которым можно обозначить мои ощущения от этой книги - неискренность. Я часто нарываюсь на подобные произведения, когда в очередной раз верю морю восторженных отзывов и берусь читать какую-то модную и якобы очень глубокую книгу. Но, как оказывается, такие экземпляры встречаются и среди "признанной классики".


Романтики и поэты злы на свой лад. От несоответствия мира.


Чтобы быть добрым, нужно уметь наплевать на всех. Вот этот рассказ посмотри, если не читал Лед и пламя


Хороший рассказ, только что прочитала, так что спасибо за совет, хоть и адресован был не мне.
Не могу согласиться с мнением, что Брэдбери - злой человек, хотя не являюсь знатоком и любителем его творчества и не читала "Вино из одуванчиков"... пока, теперь даже азарт появился. Я не считаю его добрым, но он не более злой, чем другие люди.
Что же касается страха смерти... я думаю, у Брэдбери за этим страхом есть одна очень, на мой взгляд, здравая мысль - человек не был сотворен для смерти, он был сотворен для жизни... именно об этом, мне кажется, рассказ "Лед и пламя".


Злость человеческая имеет три составляющие - природная предрасположенность, личное счастье и среда. С первыми двумя у автора все было в порядке, соответственно - тяжелая юность сказалась на всем его творчестве в целом. Слишком упрощенно, конечно


Я видел её 100 лет назад. Да, подложил ты Рэю свинью.


засадил папаша свинке - хрен покушаешь свининки


Это интересно. И действительно непонятно. Все-таки как Вы вывели злость писателя из строк "Вина"? В каких конкретно строках это сквозит) Я мог бы согласиться, что в чем-то описание мира детства может быть неестественным, потому как взрослый пытался вспомнить каково это - быть ребенком, но не всегда мог отбросить свой уже накопившийся опыт.
А Вы читали "Вино" не в оригинале? Сам не читал, но, например, писатель Виталий Бабенко считает распространенный перевод на русский недостаточным - не передающим поэтичности и красоты.

Перевод Э. Кабалевской:

Утро было тихое, город, окутанный тьмой, мирно нежился в постели. Пришло лето, и ветер был летний — теплое дыханье мира, неспешное и ленивое. Стоит лишь встать, высунуться в окошко, и тотчас поймешь: вот она начинается, настоящая свобода и жизнь, вот оно, первое утро лета.
Дуглас Сполдинг, двенадцати лет от роду, только что открыл глаза и, как в теплую речку, погрузился в предрассветную безмятежность. Он лежал в сводчатой комнатке на четвертом этаже — во всем городе не было башни выше — и оттого, что он парил так высоко в воздухе вместе с июньским ветром, в нем рождалась чудодейственна сила.

Перевод В.Бабенко:

Было тихое утро. Город, укрытый темнотой, блаженствовал в кровати. Лето собралось с погодой, ветер подобрал нужную упругость, дыхание мира стало долгим, теплым, мерным. Всего-то нужно было подняться да высунуться из окна, чтобы понять - вот они первые настоящие часы живой свободы и свободной жизни. Первое утро лета.
Дуглас Сполдинг, двенадцати годов, легко проснулся и позволил лету небрежно покачать его на своих рассветных волнах. Лёжа под куполом этой спальни на третьем этаже, он чувствовал высокую силу, с которой их дом, величайшая башня в городе, нес его поверх всего мира сквозь июньский ветер.

Все-таки как Вы вывели злость писателя из строк "Вина"?

Злость - это просто состояние человека, охваченного гневом. Я увидел не в строках, а между них вовсе не злость, а зло. Зло не в общепринятом смысле. Здесь я понимаю его как нечто мрачное, нечто воландовское, скрывающееся за фасадом учтивости или радости, добра и счастья. На мой взгляд, (лучше сказать: как я чувствую) за добротой Брэдбери стоит именно этот мрак.

А Вы читали "Вино" не в оригинале? Сам не читал, но, например, писатель Виталий Бабенко считает распространенный перевод на русский недостаточным - не передающим поэтичности и красоты.

Ой, за столько лет неупотребления, я уже и позабыл весь этот английский. Поэтому и не читал. А с перводами - трудно. Я как-то показывал на примере начало "Сильмариллиона" в двух разных переводах: один я ругал, а другой хвалил. Но если посмотреть, то тот перевод, который я читаю в данный момент, начитает казаться мне хорошим и даже лучшим.


спасибо, теперь понятнее) Правда представляет интерес точно идентифицировать эту субстанцию, сквозящую между строк - Зло ли это или же упомянутый Страх смерти.

По поводу переводов, действительно, не все просто. У меня была схожая проблема с Заратустрой Ницше. Один из переводчиков образнее переводил, а другой как будто точнее и по смыслу правильнее. И еще интересно, как думаете, сквозящее Зло (будем называть это так) не может ли быть заложено плохим переводчиком, добавляющим отсебятины в оттенках и мелочах? Или же сквозящее Зло проступает больше из всей фабулы, из поступков и событий книги?


Думаю, что это может вносить и переводчик. Но тогда лучше сравнить произведения разных периодов и в разных переводах.


А где можно найти полный перевод Бабенко? Или где хотя бы фрагменты, не подскажите?


В оригинале читал, так что согласен с Бабенко. Но новый "правильный" перевод Оганяна на поверку ещё хуже...


Совершенно с Вами согласна!!!! Перевод далеко не блестящий... постоянно повторяющиеся "смежил веки" "треволнения" и другие режущие ухо слова. Некоторые предложения, на мой взгляд, можно было разделить, что бы не перегружать из, иначе приходится перечитывать по 2 раза, что бы понять что это за набор слов. я бы тоже с удовольствием почитала перевод Бабенко, но, с несчастью, у меня оказалась работа Оганяна. Но, даже не смотря на это, мне произведение понравилось. Не почувствовала неискренности или злобы. НАОБОРОТ! Проживаешь детство заново, когда деревья были большие, когда были еще живы старенькие соседки, любящие посудачить по вечерам во дворе. были живы бабушки и дедушки и мир казался бесконечно прекрасным, а в глубине оврагов жила непостижимая тайна мироздания. Возможно, тем, кому "Вино" не пришлось по душе, просто не на столько сентиментальны...