Больше рецензий

25 декабря 2009 г. 02:26

360

4

Книги, которые очень сложно читаются, наверно самые лучшие в том плане, что ты вынужден уделить им намного больше внимания, чем ожидал. Так открывая книгу и просто листая ее, замечаешь, что на протяжении ста сорока страниц текст не прерывается абзацами, тебе это кажется довольно смешным и эксцентричным. И лишь прочтя книгу до конца ты понимаешь, что все в этой книге именно так, как должно быть.

Самуэль Беккет представляет нашему вниманию некий отчет, представляющий собой поток сознания некоего Моллоя. Он очень путанно пытается рассказать о себе - представиться читателю - но постоянно его сознание пускается в рассуждения о вещах, которые волнуют его значительно больше. Он пытается что-то из прошлого и как раз об этом и написать, а вместо этого он начинает описывать двух людей вдалеке, которых видит из окна, придумывает некие отношения между ними, потом думает о том, как бы он догнал одного из них и чтобы он ему сказал. Пожалеет ли тот его или нет. Моллой стар и ноги у него почти не сгибаются. Вроде бы, он вспоминает, сначала одна нога только не сгибалась - левая или правая? - а потом со второй тоже что-то приключилось. Он вспоминает свой велосипед и очень подробно описывает, как он им пользовался когда одна нога была еще здорова. Он очень щепитилен к деталям, которые касаются его.

Книга разделена на две части. Первая - это поток сознания Моллоя. Причем он уже давно забыл о каких именно событиях он пишет отчет. Он просто вспоминает, что еще может вспомнить. Но вместо событий он описывает то о чем думал в то время. Причем все поводы для умозаключений и рассуждений - он сам. Очень показателен для этой книги эпизод с камнями для сосания. Моллой даже когда у него была возможность полноценно поесть не всегда делал это. Иногда он предпочитал взять круглый камешек и просто его пососать:

"Находясь у моря, я воспользовался случаем пополнить свои запасы камней для сосания. Да, на взморье я их значительно пополнил. Камни я поровну распределил по четырем карманам и сосал их по очереди. Возникшую передо мной проблему очередности я решил сначала следующим образом. Допустим, у меня было шестнадцать камней, по четыре в каждом кармане (два кармана брюк и два кармана пальто). Я доставал камень из правого кармана пальто и засовывал его в рот, а в правый карман пальто перекладывал камень из правого кармана брюк, в который перекладывал камень из левого кармана брюк, в который перекладывал камень из левого кармана пальто, в который перекладывал камень, находившийся у меня во рту, как только я кончал его сосать. Таким образом, в каждом из четырех карманов оказывалось по четыре камня, но уже не совсем те, что были там раньше. Когда желание пососать камень снова овладевало мной, я опять лез в правый карман пальто в полной уверенности, что мне не попадется тот камень, который я брал в прошлый раз. И пока я сосал его, я перекладывал остальные камни по уже описанному мной кругу. И так далее. Но это решение удовлетворяло меня не вполне, ибо от меня не ускользнуло, что в результате исключительной игры
случая циркулировать могут одни и те же четыре камня. В этом случае я буду сосать не все шестнадцать камней, а только четыре, одни и те же, по очереди. Правда, я как следует перемешивал их в карманах, прежде чем доставать сосательный камень, и снова перемешивал, начиная их перекладывать, надеясь таким образом достичь большей степени циркуляции при переходе камней из кармана в карман. Но подобный паллиатив не мог надолго удовлетворить такого человека, как я."

Вот именно в таком духе и проходит первая часть книги. Вторая же часть дарит нам нового персонажа священника Морана, отца мальчика Жака. К нему перед воскресной службой приходит некий Габер и дает задание найти Моллоя. Но на этом я остановлюсь. Хватит писать о самом тексте. В общем и целом, в этой книге ее текст очень показателен, но играет второстепенную роль. Я имею ввиду, что повествование представляет собой некий образчик мышления. То есть человек пишет отчет о некоем периоде жизни, но вместо описания событий, он пускается в описание мыслей, имеющих место в его сознании в то время. Он абстрагируется даже от своего тела, блуждая в своих страхах, сомнениях и фантазиях.

Первую часть книги невыносимо читать. Постоянно сбиваешься, когда понимаешь, что просто водишь глазами по тексту, а думаешь о своем. Потом очень сложно найти место где читал, так как на развороте просто сплошной текст. Но с самого начала что-то чувствуешь, читая это. И чем ближе к концу книги, тем эта мысль становится все более четче и четче. И мысль эта, а жизнь Моллоя - это вообще жизнь? Что это? Отличается ли человек с таким мышлением от коровы, жующей травку на лугу? Что вообще делает человека человеком? Существуют ли люди, не нуждающиеся в других людях, и вечно блуждающие в своем подсознании? Где грань, которую переступил Моллой? Почему он так заблудился в себе? Скажу честно, мне стало страшно задумываться и уходить в себя после этой книги.