Больше рецензий

Egor_Monakov

Эксперт

Марионетка мировых сил aka Пассионарий великого ни

2 февраля 2015 г. 09:26

1K

4

Я не верю в анархию
Вообще, книга не о революционере. потому, что назвать Кропоткина "революционером" очень сложно. По-моему революционер это тот, кто причастен к сделанной революции, в прямом отношении. Кропоткин же как и Герцен, орудовал в основном пером, да ходил в народ, переодевшись мужиком.. Трудно сказать, что заставило князя, блестящего ученого, любимца царской семьи, податься в подпольную деятельность. Наверное только идеализм, мысль, что народу возможно помочь внешним переустройством общества, политической системы.
Книга, кстати говоря, будет мало интересна тем, кто в первую очередь хочет больше узнать об анархизме. Само слово "анархия" в записках появляется на 218 странице. Кропоткин долго и скрупулезно описывает свою жизнь, детство, юность. Как он страдал от деспотизма отца, который, возможно и послужил желанию бунтовать против старого мира, который олицетворял в том числе и его батюшка. Сквозь страницы книги видно, что Петр Алексеевич был совершенно незлобивым человеком, очень добрым, порядочным, высокоморальным и воспитанным. И при этом стал анархистом! Вот что значит упертость, вера в высшие идеалы...
Он отказался от карьеры ученого,хотя его труды в области географии и смежных наук признаны и являются ценным вкладом в науку. Он пострадал за свои убеждения и оказался в Петропавловской крепости, где провел в одиночном заключении два года, после чего сумел бежать. Хотя есть мнение, что ему помогли это сделать...
Он истово, всей душой верил в анархия, что она возможна, что благодаря ей, человеческое общество станет свободным, сбросит ярмо раболепия и унижения жуткой государственной машины. Но на деле это оказалось трудноосуществимой, я бы даже сказал вовсе невозможной мечтой. На страницах этой книги Кропоткин - невероятнейший фантазер, идеалист, строитель воздушных замков. Он практически ничего не пишет о России, основываясь на зарубежном опыте, какой-то анархической артели швейцарских часовщиков, англичан и французов. Да и то, там, за рубежом он практически не находит поддержки, одолеваемый разного рода шпионами и авантюристами, страдает и от французского правосудия. С чего он взял, что анархия будет работать в России, рабской и угнетенной стране, холодной и мрачной, не понятно, хотя подозреваю, что об этом он писал в Хлебе и воля и прочих своих научных работах...