Больше рецензий

1 февраля 2015 г. 15:06

279

5

Книги Анатолия Курчаткина внезапно очень сложно читать после Бориса Евсеева — потому, например, что оба они своим творчеством спорят с утверждением об умершей русской литературе и погибающем русском языке, и делают это весьма похожими методами. Язык их произведений — густой, яркий, местами вычурный и не без самолюбования, но при этом Евсеев довольно явный мистик, а вот Курчаткин — реалист, и это поначалу вгоняет в ступор. Из-за стереотипа, разумеется: кажется, что можно создавать новую реальность красивым, богатым языком, а вот о том, что вокруг, пишите, пожалуйста, словами с забора и конструкциями попроще, чтобы была Жызнь.
Над этим Курчаткин только посмеивается. И не стоит думать, что его стиль выхолощен, а герои говорят как по писанному, вовсе нет.
Уже много лет Анатолий Курчаткин эксплуатирует один и тот же приём, но делает это настолько успешно, умело и, кажется, без сколько-нибудь заметных конкурентов, что приём не приедается. Берётся фант-допущение (в данном случае — человек в критической ситуации побежал по воде, как посуху) — и на него накручивается суровейший реализм, просто вот ни одного отступления, никаких вам фей с бластерами, никакого конца света, у человека всего лишь открылись экстраординарные способности, и ему теперь с этим как-то жить. Жить спокойно человеку, конечно, никто не даст, это породит множество комических ситуаций, драматических эпизодов и трагических стечений, пока наконец не разрешится тем или иным образом. Читается роман — как и другие книги Курчаткина, впрочем, — легко, увлекательно и быстро.
И мне хочется поблагодарить автора не только за собственное приятное времяпровождение, но и за то, что он ставит перед читателями вопрос о принятии сверхъестественного, невозможного, чужого и пугающего — вроде безвредного, но кто его разберёт? Нормальные люди по воде, как посуху, не бегают!
Залезть в шкуру ненормального человека — не психа или маньяка, просто другого — это дорогого стоит.