Больше рецензий

vaikas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2015 г. 20:50

125

4.5

Своё эссе «Мильён терзаний» И. Гончаров посвятил не «Горю от ума» вообще, а отдельному спектаклю. То есть, говорит он о всей пьесе, как мы помним со школьных лет, но сподвиг его один определённый бенефис.

«Бульон терзаний» тоже посвящён отдельному спектаклю – самодеятельному. Нежно любимая мною тема – самодеятельность. Как вспомню свои очень юношеские очень дерзания, не говоря уже о школьных постановках – так прямо есть, что вспомнить.

Героям книги тоже будет, что вспомнить. Даже второстепенным, бессловесным «гостям на балу». А началось с того, что директор фирмы решил утереть нос конкурентам. И замахнулся на Уильяма нашего Шекспира. На Александра нашего Грибоедова. Приказал сотрудникам создать на время крепостной театр и играть в нём. А режиссёром позвал трогательного актёра-неудачника.

Офисный народ примеряет на себя роли. Одни играют почти себя (директор – Фамусова, бывший военный - Скалозуба), другие – совсем не себя (руководительница отдела – горничную, секретарша – графиню-внучку).

Московское офисное общество представлено вполне наглядно, есть тут всякие типажи. Но где же Чацкий? Вот этот вопрос мучил меня. Чацкий вообще – джокер. Это Гончаров заметил первый, грех за ним не повторить. То есть, он может быть любой картой, да? Сын директора, исполняющий роль Чацкого – он, конечно, не Чацкий, он – одна из карт, типаж. Сначала мне казалось, что Чацкий – это Владимир, актёр, играющий в этой комедии роль знаменитого режиссёра, чтобы выбраться из долгов. Но и он в конечном итоге оказался типажом. Хотя и симпатичным. Была версия, что Чацкий – это старший сын директора, не принимающий участия в балагане, но он вообще ушел в сторону.

Мне кажется, что Чацкий, герой-джокер здесь - не мужчина, а женщина, от которой точно этого не ожидаешь. Где-то до середины книги она – типичнее некуда. А потом вдруг начинает проявляться. Не без влияния роли Чацкого.

И в конце мне ещё раз хочется вернуться к теме крепостного театра. История, описанная в «Бульоне терзаний» вообще-то весёлая и даже оптимистичная, все, кто делал что-то хорошее – вознаграждены, а злодеев особых там нет, так что некого наказывать. Просто тот, кто ни к чему не стремился – ничего в итоге не получил. Но запускает всю эту историю эгоистичное желание директора фирмы заткнуть за пояс конкурентов. Он не думает о культурном развитии сотрудников, о бесплатном кружке танцев, о каких-то хороших и полезных вещах, которые получат участники спектакля. Ему на людей наплевать. Они должны репетировать в свободное от работы время, а что это время принадлежит им лично – никто и не заикается даже. Так и надо. Ага. Крепостной театр как он есть. Добровольно-принудительный субботник, растянувшийся на несколько месяцев. И смутило это только стороннего человека, режиссёра. Он даже разразился гневным монологом а-ля Чацкий. И даже изменил ситуацию к лучшему. Но вот мировоззрение сотрудников фирмы не изменилось. Думаю, они и на следующий год с удовольствием принесут себя в жертву корпоративному спектаклю.