Больше рецензий

osservato

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2015 г. 23:15

403

3.5

От кайдана здесь только рожки да ножки, т.е. фон и элементы, так-то это как раз помесь магреализма с постапокалиптикой и размышлениями о сущем. В романе три сюжетных линии: прошлое, настоящее и будущее. В настоящем невнятные молодожены, которые не знают, для чего они вместе, зачем живут и вообще в их мировосприятии сплошные черные дыры. В прошлом бабушка молодожена Сая путешествует с маленьким сыном сразу после поражения Японии во Второй мировой из Малайи в Японию в поисках своего гражданского мужа. Сая несет любовь и ненависть в одном сосуде,ведь злосчастный муж нехило ее подставил, удрав на родину. В альтернативном будущем происходит ад и разложение, потому что на перенаселенной земле началась анархия, глад, мор и всех слабаков съели. По таинственной дороге ходят туда-сюда чудища, мутанты, жертвы всего этого или духи - как хотите, так и называйте. Они ищут будду, который вызволит их оттуда или очистит от беды, а впрочем неизвестно что сделает. Эта Дорога- Мандала существует и в настоящем в виде обычной трассы в глухом местечке с заброшенными деревнями по обочинам и по ней-то и уходит наш молодожен...
Поражение во Второй мировой настолько японцев, видимо, задавило, что отзывается в до сих пор даже в относительно свежих произведениях. Но помимо депрессии из-за позора поражения здесь есть и раскаяние и ужас от содеянного в военном угаре. Сидзука (молодая жена) поражается, как все эти милые 80-летние старички, включая ее собственного деда, могли убивать, пытать и насиловать с особой жестокостью и цинизмом не только военных, но и мирных жителей всех возрастов, включая детей. При этом отдельные из них и дальше продолжают гореть ненавистью, которая не может не быть взаимной. Ненависть японцев противостоит ненависти потерпевших от их рук, ненависть женщин противостоит ненависти мужчин. Сае, пережившей все прелести японского плена, ненависть (не только ее собственная, но и ее сестры по несчастью) и месть дают силы преодолеть все. Она черпает в себе силы из воспоминаний и видений, в которых несчастная кореянка твердит ей, что женщина - всего лишь сортир для мужчины (тут будет лирическое отступление: слово "сортир" в тексте встречается постоянно - оно что, такое незаменимое или у переводчика наболело? На одной из страниц слово повторяется десять раз).
Стержень романа - это, пардон, пенис. Все вертится вокруг него (извините за каламбуры). Сидзуки прямо по Фрейду всю жизнь лелеет в себе воспоминание о некоем мощном орудии пана в листве, бедную Саю протыкают в жажде убийства штыки-пенисы японских солдат, да и вообще мужские половые органы просто сыпятся из книги. В мифологии Саи у мужчины одно и то же место может быть либо "мужским клинком" либо "мужским сердцем" (страшно подумать, где у них тогда мозг). В альтернативном будущем с клинками и сердцами вяло, там лишь бы выжить. Спариваются, бывает, но как-то хаотично, с кем придется, тут уж просто подчеркнут откат к каменному веку и деградация.
По мистической дороге идут существа, которые имеют в прошлом двойников (кстати, это красочно-уродливое шествие очень напоминает картинки из романов Оэ): Сая там становится девочкой, ее старший брат двуголовой собакой, законная жена Рентаро - старицей. Возможно, есть и другие, мною незамеченные. Тут еще надо, вероятно, разбираться в буддистских символах, чтобы лучше понимать авторские картинки. В процессе сюжетные линии пересекаются, но в конце распутываются прямо-таки как в сказке: герои, каждый по своему, если не достигают гармонии, то уж точно апгрейдят свое бытие на ступеньку выше.

Комментарии


Ммм, сколько сочноты...


Я вчера купила себе постсоветскую подростковую трешоту (с автографом творца), можно продолжить угар.


Риальне сочне!
Прям предвкушаю. Хоть завтра начинай читать.