Больше рецензий

Zok_Valkov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 января 2015 г. 21:36

859

2.5

Что-то не так с Ивановым

Порой для меня становится сложной задачей отделить личное мнение автора от точки зрения того или иного его персонажа. Нет во мне той литературоведческой наглости, которая позволяет однозначно заявить, что, мол, Пушкин в этом стихотворении имел в виду «это» и думал при этом о «том-то». Возможно, в этом причина моего неприязненного отношения к Алексею Иванову. Не могу с хирургической точностью отсечь мудо-героев от автора и очень маюсь. Посмотрела даже «Школу злословия» с Ивановым – не помогло. Человек в кадре был невнятным и унылым, а главное, Дуня с Татьяной Никитичной тогда еще не знали, что он напишет «Блуда и МУДО» и не могли в полной мере разгуляться.

Попробую разобраться, что же не так с Ивановым.

Многие увидели в книге острую сатиру. Но сатира, в моем понимании, это насмешка над настоящим. Выносить развал системы дополнительного образования, как объект сатиры и критики в 2007году, так же нелепо как сейчас стебаться… ну, например, над комсомольскими собраниями. То есть когда это пишется и говорится в момент свершения – это может быть остро, важно и смешно, но когда все давно прошло, сделано и развалено, то это какое-то вялое попинывание мертвого врага, а не сатира. Да, любой, кто работал хоть неделю в сфере образования, узнает этот кислый душок неадекватности, которым пропитана система. К слову, в мой короткий жизненный период работы в школе, я в первую очередь поразилась физической, психологической и даже психиатрической ненормальности 90% педагогического состава, а уже во вторую очередь аналогичным деструкциям учеников. Приписки и показуха – традиционное занятия большинства государственных структур и сказать, что автор тут что-то бичевал в поте лица было бы преувеличением. В общем, или мне надо таблички «сарказм» впечатывать в текст или Иванову быть как-то поострей и поактуальней.

Стилистика. Фраза, что всё гениальное – просто, конечно, несколько банальна. Но в данном случае ее поневоле вспоминаешь. Потому что в книге, безусловно есть яркие метафоры и точные ёмкие образы, но они завалены дичайшим количеством шлака. На мой вкус, здесь соотношение примерно такое, когда на камаз щебня заложен один бирюзовый камушек и предлагают тебе эти несколько тонн в его поисках перелопатить. И вот когда его находишь, он оказывается действительно красивым и даже, благодаря затраченным усилиям его ценность для нашедшего как-то возрастает, но вот времени и сил явно жалко становится. Да, когда пейзажные зарисовки перестают ограничиваться женской анатомией, что-то в них маячит прекрасное. И когда герой отвлекается от очередных потрахушек и думает о живописи, то снова что-то увлекательное и интересное в его размышлениях проскальзывает. Но в остальном, мне не за что было зацепиться. Вообще тут всплывает отдельная тема – что есть пошлость и как ее отличить от авторского стиля, особенно, если пошлость присутствует одновременно во всех своих смысловых значениях (и низкопробности, и вульгарности, и банальности).

С героями и вовсе беда. Они несимпатичны и ненатуральны. Все, включая детей. Причем типажи и прототипы вполне узнаваемые, но те големы, которых автор сваял из реальности, по-моему, полный дохляк. Но самый швах с женскими образами. Это уже смахивает на какое-то женоненавистничество. Первичным половым признаком любой женщины в этой книге является желание переспать с главным героем (такое ощущение, что автору лет шестнадцать и он застрял в пубертатном периоде). Но даже если плюнуть на эту сексуальную мутацию, лучше не станет. Потому что женщин в книге нет. Есть надувные куклы, без души, ума и сердца. Они разные стереотипы олицетворяют, но одно их объединяет - они абсолютно пусты. Их трахают, уступают, соблазняют, покупают, дарят, ими даже любуются, как вещами. Но они не люди. И это вызывает некоторое отвращение.

Все фабульные «штучки» – сладострастные мерцоиды, пиксельное мышление, фамильоны и прочие термины, скрытые в аббревиатурах – полная мишура. Для креатива слабо. На этом поле уже отрезвились Пелевин и Сорокин, ловить тут нечего. Для философии невнятно. В «Школе злословия» я услышала, что автор культуролог. Что ж, частично это объясняет, откуда у его философской системы растут ноги (вот ведь опечатка в тему – вместо «ноги» написала «роги»), но не извиняет ее шаткости, надуманности и скучности.

Вообще, я какая-то адская стерва и злюка в отношении несчастного Иванова получаюсь. Сама не знаю, что на меня находит. Обычно, если автор оказывается таким откровенно «не моим», то я не впадаю в бессмысленное критиканство, а просто перестаю его читать. Здесь же я аки те мыши с кактусом, злилась, но читала до половины ночи, только бы закончить и поставить точку. Зачем? Похоже, ответ будет очень в духе автора, книга похожа на зануду из старого анекдота, которому легче дать, чем объяснять, почему нет.

Комментарии


Похожие эмоции у меня вызвал Служкин в романе Географ глобус пропил . А фильм понравился, как ни странно.


Что-то я сомневаюсь, что до "Географа" дойду, как-то совсем у меня с автором не складывается...


"Географ глобус пропил" как раз стоящая вещь (в отличие от остальных книг Иванова и от фильма по мотивам "Географа").


Может и решусь на еще одну попытку))


Вообще, я какая-то адская стерва и злюка в отношении несчастного Иванова получаюсь. Сама не знаю, что на меня находит. Обычно, если автор оказывается таким откровенно «не моим», то я не впадаю в бессмысленное критиканство, а просто перестаю его читать. Здесь же я аки те мыши с кактусом, злилась, но читала до половины ночи, только бы закончить и поставить точку. Зачем? Похоже, ответ будет очень в духе автора, книга похожа на зануду из старого анекдота, которому легче дать, чем объяснять, почему нет.

Zok_Valkov просто не ваша книга и Иванов явно не ваш автор, я всю жизнь живу в подмосковье, довольно неблагополучном районе, и да часто бывают ситуации когда дают гмм, не зная как еще сказать нет.
Иванов живет в Перми, не самое веселое место для духовного развития и формирования тонкости душевной, вам показали что вот такая жизнь в портовом городке, там бухают, там матерятся, выбираешь либо потенциального пьяницу, либо связи без обязательств.
Вся книга все таки о развитии, не смотря на всю поверхностность каждого героя, они все таки как то, совсем чуть чуть, меняются и что то понимают.
По крайней мере я так вижу прозу Иванова - да, я фанат автора)


А какая книга вам кажется наиболее интересной у него? Может я просто не с той стороны захожу?


Вот знаете, у меня с Ивановым странно выходит - все его "современные" романы, вроде "Географа", "Блуды и Мудо" - вызывают отторжение. Я их натурально читать не могу.
А вот в исторические его вещи - то же "Сердце Пармы" - я просто влюблен. Изумительные книги, прекрасно написанные, очень точные и изящные.
Как будто два разных человека пишут.


Кстати, часто встречаю в отзывах, такую двойственность восприятия. Наверное, это плюс автору, мне кажется, далеко не каждый писатель может вырваться из своего стиля и писательского амплуа


Пожалуй, что так)
Надеюсь, вы дадите Иванову еще один шанс.


Читал у Иванова только Географа и Золото бунта ( с последней вещи собственно и начал знакомство с автором). Обе пришлись очень даже по душе. Интересно, что одна моя близкая знакомая и по совместительству дальняя родственница прочла его всего от корки до корки, кроме разве что откровенно не художественных вещей вроде Ёбурга, и вот, при общем восторге, "Блуда и МУДО" понравилась ей меньше всего.


Столько плюсов за "Географа", что видимо мне не отвертеться :)


Не советую Географ в том же стиле что и Блуда


Иванов интересен, его не так-то просто взять и отмести, даже если в чем-то раздражает, все равно будешь "колоться, но продолжать есть кактус". Блудо с мудо, по мне, проигрывает только тем, что это смесь публицистики с художественным произведением, автор пытался создать схему, а это всегда минус. Впрочем, схема очень интересная получилась все равно, как ни крути.

Кстати, что-то не помню (правда, я давно читала, сразу как роман вышел) чтобы там было про сатиру на школьную систему. Это же лето вроде было?... мое восприятие этой вещи - художественно оформленная схема, попытка объяснения того, что сейчас с нами происходит. Уж удачна она или нет, и насколько хорошо художественно выполнена - вопрос параллельный, и раз цепляет, значит, что-то в этом есть, и ето уже хорошо. Мне особенно запомнилась идея про то, что теперь чтобы иметь хотя бы одного ребенка, надо несколько взрослых, чтобы вообще себе это позволить. Вот это в точку. А из художественных образов больше всего впечатлило описание поездки на велике, когда у дамочки руки были заняты, очень осязательно описано было. :))