Больше рецензий

26 января 2015 г. 06:07

17K

3

Прежде всего хочу принести свои извинения господину Оноре де Бальзаку, которого когда-то обозвал "первейшим из зануд". На тот момент еще плохо был знаком с Марселем Прустом. Вся разница в том, что у Бальзака упоминается форма дверной ручки и начинается ее описание, сравнение, история происхождения, занимающие страниц 5, а у Пруста при этих же обстоятельствах 10 страниц занимают переживания главного героя только по поводу формы этой же дверной ручки. За каких-то 12 лет я прочитал первую половину начала великой прустовской жвачки. Если рассуждать логически, то еще за 12 лет ее вполне можно бы было дочитать. Примерно 24 затраченных года дали бы и за его убийство. Но, нужно отдать Свану должное - его можно бросить на пару лет, продолжить читать с середины, зевать, чихать - восприятие от этого абсолютно не пострадает.

Если бы это был не Марсель Пруст, то можно бы было заподозрить, что автор издевается. Это реальнейший из примеров бессмысленнейшего тысячестраничного порожняка. Открытия, что делает главный герой, события в его жизни столь велики и необычайны, что могут быть сравнимы с проблемами блохи, хорошо устроившейся в подвальной ветоши с полной уверенностью в том, что ее благополучию ничто не угрожает. Служанки, папы-мамы, двоюродные бабушки - через час ты уже чувствуешь себя маленьким задротом, обвязанным носовыми платками и мечтающим самолично совершить кругосветное путешествие в свои неполные 20 лет - до ванной комнаты и назад.

Моя двоюродная бабушка заметила как-то в приватной беседе со мною, которую я должен был вести с чуть приотворенной дверью, ибо только так позволяли правила приличия, что при незыблемом и в то же время переменчивом положении вещей писать рецензии на Марселя Пруста очень даже позволительно, но при условии, что единство стиля и содержания будут соответствовать той убийственной природе сомнамбулического увядания, которое свойственно любой престарелой провинциальной кокетке, украшающей своею персоной свет и памятующей еще о своем высшем предназначении. Предложения у него раз в десять длиннее, а мысль порою прерывиста и часто отсутствует в принципе. Нет, она, конечно, есть, но ее можно бы было выразить на 2-3 листах вместо тысячи.

Минуточку, я сейчас отпущу слуг, подождите. Спасибо. А теперь еще немного. Я должен поспать. Страниц 200. В прустовском выражении 200 страниц - это один миг или 12 лет. Выбирайте сами. А теперь еще 200. Не страниц, естественно, а грамм. Великий сакральный смысл построения всего произведения строится на подобных фразах

Но, когда от давнего прошлого ничего уже не осталось, после смерти живых существ, после разрушения вещей, одни только, более хрупкие, но более живучие, более невещественные, более стойкие, более верные, запахи и вкусы долго еще продолжают, словно души, напоминать о себе, ожидать, надеяться, продолжают, среди развалин всего прочего, нести, не изнемогая под его тяжестью, на своей едва ощутимой капельке, огромное здание воспоминания.

Вероятно, для подобного вялотекущего существа и ему подобных они имеют огромнейшее основополагающее значение, но для тех, кто живет реалиями жизни - подобные "откровения" вызывают перманентное желание заснуть. Я же, ибо был готов к подобному, от души посмеялся.

В общем и целом этот труд можно бы было назвать "оправданием для пассивных". Ходят слухи, что далее - там еще бесчисленное количество книг в этом хорроре - Марсель Пруст переживает необычайное потрясение, вызванное началом Первой Мировой Войны и смертью любимого дворецкого. Ути-пути, маленький. Наш прустик волноваться-волноваться будет, ма-а-альчик. Уверен, что дальнейшем он всегда будет спать вместе с бабушкой, так как подобный перелом в судьбе обязывает желанию себя обезопасить.

P.S. Если бы в этом произведении не упоминалось что-то типа золотого унитаза, то я заподозрил бы свою логику в несостоятельности. Но, как и предполагалось, она меня не подвела, и вот он пришел, наш дорогой золотой унитаз.

они тешились тем, что, в поэтичных и грубоватых своих фарсах, подобных феерии шекспировской «Летней ночи», превращали мой ночной горшок в сосуд, наполненный благоуханиями
Речь о поедании спаржи.

p.p.s. Ах, ну да, из плюсов - текст идеален и похож на поэму. Подобные ощущения возникали только при чтении Венедикта Ерофеева. Если выпить до чтения кварту текилы, то, вероятно, это сделает приятным процесс и абсолютно не отразится на восприятии.
1 2

Комментарии


Я пробовал его прочитать в своё время, но не осилил и бросил. Потом посмотрел лекции Юлианы Каминской по истории зарубежной литературы и понял, что есть писатели к прочтению которых надо готовиться)
А опыт подобный уже есть. "Война и мир" Толстого никак не давалась, зато после тяжелых тренировок и психологической подготовки, преодолел весь роман в кротчайшие сроки. Что самое удивительное он мне очень понравился) Пруст ждёт своей очереди.


До некоторых текстов нужно дозреть, а к некоторым лучше и не подходить (или - подойдя - поскорее отойти). Бывает - потому что никуда не годные, бывает, потому что "не твои". Я вот тоже читал какой-то роман Пруста, может даже этот самый, не помню, но вряд ли еще раз возьмусь за подобное предприятие. Хотя от оценки и воздержусь.


Допускаю, что и подобный "не твой" может написать что-то полезное. Налицо чуждая концепция мировосприятия, но нельзя заранее сказать - что именно заинтересует


Нельзя. Но очевидно, и в "не твойности" есть свои градации. Есть, такие книги, через которые полезно попродираться, а есть такие, которые все же лучше отложить в сторону.


Согласен. Но иногда приходится целиком читать, чтобы не делать поверхностных выводов


А в чем заключалась тренировка?


Когда текст трудный и совсем не идёт, а очень хочется (а это важнейший аргумент), для начала узнаю общую конву романа. Немного читаю о самом авторе, немного критики. Когда уже ясно с чем предстоит столкнуться, настраиваюсь - ну как в важном матче перед выходом на поле. Всё это мне лично очень помогает затем не отвлекаться на мелочи, а вникнуть в суть происходящего в книге.


Не вижу смысла насиловать собственную личность. Никакой Пруст этого не стоит. Вряд ли когда возьмусь за другие тома, ибо принцип стал ясен


Вас понял сударь)


разница между Бальзаком и Прустом в том, что Бальзак описывает дверную ручку, как некий предмет, с помощью которого можно открыть дверь, а пруст - свое ощущение от прикосновения к этому предмету. и вот тут, должна признать, я не вижу Прусту равных авторов. потому что все остальные знаменитые авторы-психологи, пишущие, например, про ощущения любви, на фоне Пруста выглядят как сочинители тупых комиксов. в сухом остатке то, чем цепляет Пруст — это та самая пресловутая психологичность, проникновение в такие глубины, в которых люди не то чтобы сами себе не признаются — которые они даже не осознают.


С ощущениями у него туго. Это восспоминания выраженные в эмоциональной форме. Он пытается оперировать ощущениями, но получается плохо, единственное, –ему это самому дико нравится. Эмоциональный диапазон оценить не могу, да и не хочу, оставлю это вам, тем более, что вам я верю


Не читала, но рецензия была смешной:D


Если смешно, то может и не стоит тратить время. Пруст - это очень четко вычерченная вкусовщина. Какой-то другой автор еще как-то стремится к популярности и хочет расширить круг читателей, но Пруст был в этом отношении очень честен. Правда, это говорит о его широких взглядах в пределах четких ограничений


Лол) Вы прямо передали мое впечатление от Пруста.


Чаще всего те, кто восторгается Прустом, ничего по существу сказать не могут. Поэтому приходится им верить на слово


но ведь и вы "по существу" ничего не сказали. написали хорошо (бойко и красочно), не отнять: " бессмысленный тысячестраничный порожняк", "вялотекущее существо", "ути-пути, маленький", "наш прустик волноваться-волноваться будет, ма-а-альчик", "спит вместе с бабушкой" - забавно, конечно, но не убедительно. Пруст скучнее Бальзака - это кому как.


Речь не о вас, а о тех, кто пишет что-то односложное типа "вам не понять". В рецензии четко определена логическая точка зрения, которая, разумеется, не имеет с Прустом ничего общего


теперь поняла)


"Хоботов, я всё оценила!" и, пожалуй, больше нечего сказать.


Это не ваш типаж женщины. И совсем не мой типаж мужчины


Ну так оно и к лучшему.)


Но, нужно отдать должное, что первоначальный брак был психологически более состоятельным. Но менее социально


Зато более гармонично.


Это вам так кажется. И ее подругам, которые судят только по тому - как выглядит пара, когда под ручку идет в кинотеатр


Да, мне пара Хоботов + Маргарита Павловна кажется более гармоничной, чем Хоботов + Людочка.


А, вы про этот маразм. Ахахаха)))))Я про Маргарита + Савва


Маргарита и Савва - совсем не гармонично )

Другое дело - Савва + Хоботов, "он ломает - я чиню", всё прекрасно.)


И ремонтирую всё, к чему он прикасался.


(с) Слава Сэ


Это такая форма фетиша


Обоюдного)) Каждому по способностям)


Всегда вы найдете извращенный подтекст


И это мне пишет человек, предполагающий, что Пруст спал с бабушкой.)


Вот, еще одна извращенная новость


Да не новость уже


Однако, знакомство с Прустом сделало свое черное дело: Ваша рецензия обстоятельно тягуча.
Можно, я отпущу слуг?


вы можете не только отпустить слуг, но и сами выйти в сад. думаю, автор рецензии не обидится


" В сад" - это приписка к авторскому тексту( Дж. К. Дж) , инородное тело , так сказать.
А я лишь следую тексту рецензии).


Стража, отрубите ей голову!


" Сначала казнь, потом- приговор" - вскричала Королева".)


Читаю "Под сенью девушек в цвету". Пруст должен хорошо идти под виски, не иначе как "Джек Дэниэлс", вечером, перед сном.
Ты как думаешь, что хуже: "В поисках утраченного времени" или "Улисс"?
Мне так же кажется, что после Пруста должен хорошо идти Томас Манн, которого в обычные дни читать тяжело, а тут по-инерции должно пойти как по маслу.

Примерно 24 затраченных года дали бы и за его убийство.

Не факт. Вот Марк убил Джона Леннона, а оказалось, что знаменитостей оценивают дороже, чем простых смертных, хоть в законодательстве это и не прописано.


Он читал Сэлинджера в момент убийства и Англия не Франция. Первая часть "В поисках утраченного времени" не отражает ничего, кроме личности автора. Если близка личность, то возможно и все остальное. "Улисса" читаю с комментариями. Это еще лет на 20


Библию с комментариями не читал? Это еще 2 толстенных книги


Нет. Я хотел бы прочесть толкование одного классного дядьки на (самое короткое) "Евангелие от Марка", которое при этом составляет внушительных размеров фолиант и которое безбожно не соответствует моим нынешним финансовым возможностям.


Иногда комментарии убивают само произведение. Примеры - "12 стульев" с комментариями или "Белая гвардия" с комментариями


Немного грубовато получилось. Пруст все-таки великий писатель, не стоит насмехаться. А в целом впечатления мне ваши понятны и я с ними согласна :) Сама с трудом эту книгу до конца дочитала.

Однако, не могу не сказать, что автору пришлось много потрудиться, чтобы выразить в правильных словах свои чувства и впечатления. Другой вопрос, нравится ли это читателю и хочет ли он их знать.


Не просто «немного потрудиться», а подозреваю, что он всю жизнь только этим и занимался. Вот, еще одна сторона, многогранного Пруста –его приверженцы намекают на свою принадлежность к высшему обществу. Каждый может сказать «читал Пруста» и никто этого не сможет проверить. То есть «люблю Пруста» это символ Гуччи на трусах, которых никогда никто не увидит, если только не раздеться в интернете


его приверженцы намекают на свою принадлежность к высшему обществу

Перефразируя Пелевина можно сказать, что литературный снобизм - хуже онанизма.


Марселя Пруста в основном любят женщины


Ну хорошо: хуже женской мастурбации - только женский литературный снобизм.


Женский онанизм - нормальное словосочетание. Синонимами являются "женский" и "снобизм"


Но ведь онанизм популярнее Пелевина, здесь всё не так просто, как кажется.


Ах, ну да, из плюсов - текст идеален и похож на поэму. Подобные ощущения возникали только при чтении Венедикта Ерофеева. Если выпить до чтения кварту текилы, то, вероятно, это сделает приятным процесс и абсолютно не отразится на восприятии.

Боюсь, что текилой Пруста не пробьёшь.


клоны двигались на запад

1 2