Больше рецензий

Dada_horsed

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 декабря 2009 г. 11:25

250

5

Главный герой книги - деклассированный писатель агэшник (деятель андеграунда) и вечный коридорный в общаге, а если выходить на уровень высоких обобщений, то и Бытия-истории. Ему рассказывают - общажники свою жизнь, История - некие закономерности. Т.е. рассказчик - традиционный для ПМ вездесущий Никто, психиатр-священник, вместилище "мировой скорби". Мир - это некая очередь, а очередь, в свою очередь, - растворение в людях-функциях (допрос Петровича в отделении по поводу убийства кавказца (любопытное событие: Петрович убивает его из-за того, чтобы не было свидетелей унижения его, нищего агэшника. Пожалуй, это одна из примет героя - он деклассирован, но горд, как и Веня, который в самом конце идет по коридору психушки после выходных с братом, роняя говно, но не сломленный) ведет фаллический старшой. Еще пример функции - психиатр Иван Емельянович и его помощники).

В романе много "архетипичности". 1) коридор как главная метафора и запах живых квадратных метров (всекоридорные тайны, мифология общаги, нестремление к оседлости и устроенности). 2) Зеркало. Главным образом раскрывается в отношениях брата Петровича Вени, "заколотого" при СССР талантливого художника-авангардиста, и самого Петровича. Веня лежит в психушке, блуждает сознанием по коридорам, брат его навещает. Метафизика палат. У Вени не осталось ни одной картины, у Петровича нет ни одной изданной повестушки. Оба заблудились ищут коридоры. Художник без Рисунков, Писатель без повести - великие братья.
Еще зеркала - гебист Вени (Веня его не ударяет) и старшой Петровича (Петрович старшого бьет).
Еще там есть Кафка - некий зам, сидящий в кресле как жук. Иван Емельянович при Вене, Иван Емельянович при Петровиче.

...После СССР андеграунд начинает всплывать, но АГ в общем - те, кто не хочет выходить из подполья. Тема смены поколений - поколение писателей сменяется поколением бизнесменов. Там тоже есть свои агэшники. Тема Серого, который следит и гадит. Женщины у Маканина странные и чудные: хранительницы жилых квадратных метров.

Ну и дурка, дурка как чистилище, как Ад для новых пророков - самая душераздирающая и ужасная часть.

У каждого времени - свой способ усмирения бунтарей.