Больше рецензий

19 января 2015 г. 00:55

292

5

+18. Спойлерновато. Не читать

Когда я услышала об этой книге, то почему-то представила себе супер-пупер роботов, которые распознают образы (не зря же кто-то ставил тэг киберпанк). Но меня ждало совсем другое: маркетинг, заговоры, шпионаж, три столицы, Росссея-мать! Довольно неожиданно и интересно. Хотя, если подкопаться, то и киберпанк при желании можно найти: интриги и заговоры разворачиваются в стенах большой корпорации, герои вечно химичат с техникой, провода-прослушки и т.д. Чтобы не растекаться по древу, скажу, что понравилось и что не понравилось.

Не понравилось:
1. Перевод японских слов по системе Хепбёрна. Я зануда, но дико бесят гайджин, Роппонджи и тому подобное. Всё-таки Поливанов с его зюканьем мне ближе.
2. Описания России. Не, от мигалок на крышах важных шишек и "не пей здесь воду из-под крана, вот бутылочка" никуда не уйти. Чем богаты, как говорится. Но чувствовалась искусственность, которая объяснилась в главе "От автора":

Я благодарю Эйлин Ганн за фрактальную точность её воспоминаний о Москве.

Очень остро чувствуется эта разница между людьми разных стран и континентов. Если Америка (по словам Кейс) Зазеркалье, то Россия (по ощущениям читателя от описаний) вообще Луна.
3. Имена героев, ах, имена... Не первый раз уже с таким сталкиваюсь, но русский дядя Маршвинский-Вирвал просто сразил наповал. Ну не звучит же по-русски... Есть такая английская актриса-модель - Ига Вирвал, полячка по происхождению... ага! Вот откуда ноги растут! Опять всех славян в одну кучу. Конечно, теоретически при нынешней глобализации, интернационализации и всякой <...>нации возможно всё, но вот такая мелочь и портит всё книгоощущение и отличную задумку.
4.

Привет из оттаявшего сердца сталинградских болот...

Далее мелькает Ленинград, причём не раз. Сталинград ушёл в историю в 1961 году, Ленинград в 1991. А в гибсоновских описаниях архитектуры Москвы периодически возникает "сталинские небоскрёбы", "сталинские здания". Печально, но всё же Россия для иностранцев - это стабильно #Сибирь #Сталин и #Водка.

Что понравилось:
1. Что началось Палаником, а завершилось Пелевиным. Ну правда, что-то напомнило мне обоих дядь на букву П, не знаю даже, как это описать. Возможно, что перевод дал повод такому ощущению.
2. Аллюзии на Воннегута. Это же гениально, упомянуть раз пять "крестовый поход детей", пусть и в своём оригинальном контексте, плюс ещё тут эти ниточки ко времени, которое и в "Бойне" было важно, а здесь один из пунктиков Кейс.
3. Арифмометр Curta. Во-первых, отличное описание, а во-вторых, добавил загадочности (существуют ли редчайшие экземпляры?)
4. Как Гибсон устами главной героини прошёлся по брендам. Особенно досталось трём: Томми Хилфигер, Мишлен и Хэлло Китти.
5. Главная героиня, из моих любимых, девушка с придурью, носящая куртки "Баз Риксон", срезающая нашивки, распознаватель образов. Самое интересное, что нет её описания, кто она - блондинка, брюнетка, какого цвета её глаза, хорошенькая ли она или так себе. Но это совершенно не важно. Потому что она особенная. Она крутая тёлка, которая и черепом нос бандиту выбьет, и плевок Джеймса Бонда повторит, и свою противницу Доротею отдубасит.
6. Без предсказуемого финала. Я всё ждала, что русский Поляков окажется американским Поллардом, пропавшим отцом героини. Но этого не произошло, и это хорошо.

В целом - хорошая книга, на 9/10.

Дальше...

P.S. Без визуального бонуса никак не обойтись. Мишлен и его дедушка Бибендум правда очень уродливы, арифмометр похож на гранату, а такой модели Баз Риксона не существовало, но после выхода книги её придумали (по 700 долларов штука, обалдеть).

картинка Felosial картинка Felosial картинка Felosial картинка Felosial

Спасибо boris_alihanov за отличный совет в рамках "Флешмоба 2015"!