Больше рецензий

17 января 2015 г. 13:56

108

0.5

Не показывай, что отдыхаешь, - сказал Артём. - Даже если ходишь без дела - делай вид, что при деле. Работай не медленно, но и не быстро. Как дышишь - так и делай, не сбивай дыхания, никуда не опоздаешь здесь. Не показывай душу. Не показывай характер. Не пытайся быть сильным - лучше будь незаметным. Не груби. Таись. Терпи. Не жалуйся, - говорил Артём с закрытыми глазами, словно бы диктовал или, если ещё точнее - слушал кого-то и повторял за ним.

Эх, Артём, Артём. Ты же всё правильно говорил. Ты же знал как нужно вести себя в этом плавильном котле. В этой зубастой пасти с клыками.
Почему же ты сам всегда поступал с точностью до наоборот?
Возможно, потому что твои слова на самом деле не были твоими мыслями. А мысли сразу становились поступками. Но и мысли и поступки были случайными - наверное, так же случайно ты и отца убил.
В мыслях ты часто видел себя ребёнком, может все твои поступки - недошаленные детские проделки?
Но в СЛОНе

детей не ставят в угол, а сразу кладут во гроб!

Но какое-то чудо, дьявольское везение всегда приходит на выручку и ты остаёшься живым, вопреки всем законам лагерной жизни.
А может, это автора романа, как невидимый проводник и ангел-хранитель везде сопровождает тебя и во-время уводит в нужное место, или сводит с людьми, с которыми ты проходишь очередной круг ада, падаешь, снова встаёшь, и после всего смело швыряешь в лицо своим обидчикам:

- Санников! - На исповедь! Причащаться! Собороваться! Дзииинь! Санников, кому сказал! Отставить спать, саван уже пошили! Рябчиков зажарили, ягнёнка зарезали, конину спекли - теперь тебя будут жрать, плотва белобрысая.

Кстати обратили ли вы внимание, что автор не оставляет Артёма ни на секунду? Он всегда с ним и всё, что происходит в лагере мы видим глазами Артёма. Никаких параллельных сюжетных линий или лирических отступлений, не связанных с главным героем.


Удивительное мастерство Прилепина - удерживать интерес читателя на протяжении большого романа на одной сюжетной линии и одном герое. Хотя, конечно, при этом перед нами проходят, проскакивают, пробегают сотни разных судеб и событий.
Кажется, что это сам Прилепин, а не СЛОН пытается перевоспитать Артёма и перевести его в разряд положительных героев. А Артём, как может, этому сопротивляется и эта борьба персонажа с автором - замечательная находка автора, да ещё в условиях такого лагеря, где перевоспитание - это практически безнадёжное дело.

Вот уже что-то понял Артём, и мы уже чувствуем симпатию к нему, он уже почти положительный персонаж, но тот вдруг устраивает жестокую драку. И снова мы вешаем на него негативный ярлычок, но вот он опять нам симпатичен, когда, к примеру, пытается остановить пылкую обвинительную речь Осипа в присутствии матери, чтобы поберечь её нервы и оградить от лишних переживаний, но выскакивает из кельи ..."ударив Трояновского в губы"

Эйхманис - один из тех, кто удивляет. Возможно, что задумка СЛОНА была именно такой, как её описывает нач.лагеря. И у Прилепина Эйхманис - как воплощение первоначальной идеи, а не того, что на самом деле из этой идеи получилось.
В послесловии Прилепин пишет о том, что работая над романом, он встречался с дочерью Эйхманиса. Может быть симпатия, возникшая во время той встречи повлияла на образ Федора и он получился именно таким.


Спасибо Прилепину за великолепный язык романа. Это большое произведение, совершенно лишено избыточности. Каждая фраза на месте. Каждое предложение интересно и образно.
А диалоги Артём с самим собой - это вообще потрясающая находка. Причём кажется, что они не придуманы, а просто пришли в голову: здесь и сейчас, сами собой. Очень естественны, с хорошим чувством юмора и прекрасно дополняют импульсивный характер парня.

«Может, на всём острове снег разгрести? - прикинул он. - Как раз до утра забот… Или хотя бы возле Галиного дома. Выйдет Крапин, скажет: вот чудо, на весь остров снег выпал, а этот дом как куполом накрыли… Может, в Бога уверует наш милиционер…»


«Вот бы зажмуриться на минуту, потом раскрыть глаза, а там… ну, скажем, земля - и над землёй надпись „Норвегия“, пусть даже не по-русски… И на причале стоят люди с хлебом-солью по-норвежски… Бах! - выстрелила пушка: заждались мы вас, Артём и Галина, горе-путешественники, беглецы, дезертиры! Пойдёмте определим вас в тёплые квартиры - ванны, полные шампунем, пенятся уже, кипяток бьёт с торопливым журчанием в пену…»


И очень нестандартно, нешаблонно то. что герой в конце всё-же НЕ приходит к богу. Нет! Далеко неслучайны в романе оба "владычки": Иоанн и Зиновий. Сильно написана сцена всеобщего религиозного помешательства на Секирке.
Но Артём- не с ними. Он не в толпе. При этом он всё пропускает через себя и сам ищет ответы, исключительно своей головой и через свой опыт.

Бог есть, но он не нуждается в нашей вере. Он как воздух. Разве воздуху нужно, чтоб мы в него верили?
В чём нуждаемся мы - это другой вопрос.
Потом будут говорить, что здесь был ад. А здесь была жизнь.
Смерть - это тоже вполне себе жизнь: надо дожить до этой мысли, её с разбегу не поймёшь.
Что до ада - то он всего лишь одна из форм жизни, ничего страшного.


Один из самых мощных современных романов, пожалуй лучший, из прочитанных за последний пару лет.