Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

15 января 2015 г. 23:44

384

3.5

И… Второй заход, второе прочтение, что, в общем, невредно, ибо Гомер как раз из тех авторов, которых, нравятся они или нет, можно перечитывать до бесконечности и каждый раз открывать для себя с новой стороны.

Илиада

По традиции сюжет, хотя поэмы Гомера – явно не те произведения, которые напрашиваются на краткое содержание, ибо мало кто с ними не знаком. Перед нами – воспетая в «Илиаде» знаменитая Троянская война, где схлестнулись (и слегли) не только многочисленные славные герои, каждый со своими устремлениями и трогательной гибелью, снабженной торжественными речами, но и боги, выбравшие себе каждый своего фаворита (боги, конечно, не слегли, но поругались знатно). При этом действовали они такими волшебно-приземленными ухищрениями, что не улыбаться было невозможно:

Устья их слил Аполлон в широчайшую общую реку.
Девять он дней направлял ее на стену. Зевс непрерывно
Дождь проливал, чтобы смыть поскорей укрепления в море.

Впрочем, как мне потом напомнил Кун, подобные действия для греческих богов, а также склоки друг меж другом, это дело вполне себе обыденное.

«Илиада», на мой взгляд, читается сложнее, чем «Одиссея», она более громоздкая в плане языка, да и сюжета тоже, но лично мне более по душе описание военных действий, нежели печальные странствия (любопытно, что когда читала в первый раз, больше понравилась «Одиссея»). Правда, обилие пафосоречивых героев и сцепившихся богов (дали бы людям самим разобраться!) затрудняет чтение и понижает градус любви к произведению.

Одиссея

Один из героев Троянской войны, Одиссей, бесследно исчез после оной, жена его Пенелопа и сын Телемах печалятся о пропавшем и терпят настырных женихов, мечтающих занять место Одиссея (что, увы, является большой и значимой частью поэмы). Нервы у всех на пределе, но тут боги соизволили вспомнить о славном герое. Одиссей начинает долгий путь домой, попутно рассказывая о том, что же с ним случилось, где он пропадал.

Мне очень нравится та часть «Одиссеи», которая рассказывает непосредственно о приключениях Одиссея, случившихся с ним после отбытия из Трои. Все ярко, бурно, насыщенно – да и, в конце концов, просто красиво. К сожалению, мы видим события из рассказа Одиссея, хотя, на мой взгляд, куда интереснее было бы изобразить все последовательно. Ну да с Гомером не спорят.

Печаль в том, что незаурядные приключения Одиссея как бы задавливаются приземленной ситуацией с женихами Пенелопы, тем паче что под конец это превращается из досадной неурядицы в действительно глобальную проблему, и возвращение Одиссея, ни разу не триумфальное, как-то смазывается. А так хотелось классической сказочной концовки – короткой и до слез трогательной.

Но, как бы то ни было, от обеих поэм за версту веет эпикой, и это здорово. Уж в этом греки толк знали.

Что рассказывали древние греки о своих богах и героях

А вот с мифами и легендами древней Греции мне довелось познакомиться еще в пятом классе, и тогда это было жутко интересно и захватывающе. Ныне же мозг мой счел разумным включить особый скептический режим и отравить радость чтения. Что ни миф, то какая-нибудь печаль.

Первое, что сразу бросилось в глаза, это количество богов. Шквал имен снес с самого начала. Мир вокруг разложен на столь мельчайшие составляющие, у каждой из которых есть свой покровитель, что порой кажется – богов в Греции больше, чем людей во всем мире. Римляне тоже хороши: ни те, ни другие даже умереть как следует не могут без кучи помощников:

В древнейшее время римлянин верил, что жизнь у умирающего отнимает богиня смерти Морс, бог Цекул закрывает ему глаза, а душу из тела исторгает бог Видуус. Умершего в могиле принимают боги маны.

Из-за этого так или иначе проявляются режущие мозг несостыковки. Могущество греческих богов описано не так уж красноречиво, многие из них попадают в нелепые и даже опасные ситуации (Геракл, например, спокойно придушил бога смерти, Арес черт знает сколько времени провел в плену и т.п.), воскресить человека способны от случая к случаю, и часто непонятно, почему здесь боги воскрешают невинно убиенного, а там бессильно скорбят.

Язык показался мне сложноватым, он какой-то вычурно-иносказательный, с множеством повторов и иногда совершенно внезапно срывающийся на длинные торжественные речи, не имеющие смысловой нагрузки и потому кажущиеся лишними.

Ну и самое главное. Что удручает, так это бесконечные повторы одних и тех же сюжетов. Греческие мифы вкратце (утрированно, конечно): бог влюбился в смертную/смертного, из-за этого случилась беда, возлюбленный объект заколдовали, чтобы жил в веках в качестве созвездия/цветка/птички.

Из всего этого делаю вывод, что пятые-шестые классы – самое время для чтения подобной книги. Идеальный уровень наивности и легкости восприятия, свойственный этому возрасту, сделает знакомство с Куном увлекательным и приятным.

Долгая прогулка 2015, тур №1, январь. Бонус. Команда ПЕРИПАТЕТИКИ