Больше рецензий

14 января 2015 г. 14:31

255

4.5

Первая книга вышла в 2000 году, а переиздание вышло в 2009. Дизайн книги меняется с годами, и к каждой стране. Однако некоторые книги были выпущены в соавторстве и адаптированы под нужный рынок (например в Японии).

Эмануил Розен — один из пионеров сарафанного маркетинга. Начиная с вывода на рынок первой игровой приставки Xbox и заканчивая недавним выпуском чрезвычайно популярных видеоигр (таких как Halo 3) — везде можно увидеть влияние Эмануила Розена на взаимодействие с клиентами, особенно с активными членами онлайнового сообщества.

У автора хороший слог и очень интересные мысли. Лично мне книга понравилась большим количеством кейсов, слогом и логикой/моралью изложения. Без "пафоса" и "эмоциональных пинков".

Однако у книги есть некие недостатки или ограничения, которые могут испортить впечатление о книге. Мне же книга, повторюсь очень понравилась, но в том числе из-за специфических рынков, которые приводятся в примерах данной книги.

Основные примеры были из мира книжных издательств, настольных игр, компьютерных игр, софта от небольших разработчиков, классных социальных проектов и немного кейсов крупных корпораций. Всего в книге 24 главы + введение и заключение.

Я был в восторге от описания кейса, как Траут продвигал свои книги. Частично данные кейсы собраны именно в такой подборке из-за биографии Эмануила Розена.

Эмануил Розен долгое время работал вице-президентом по маркетингу небольшой компании Niles Software, разработчиков софта Niles EndNote (не путайте с продуктом от Томсон). Для продвижения этого продукта активно применялся сарафанный маркетинг. Изначально карьера маркетолога у Эмануила стартовала в Израле, в качестве копирайтера.

Как копирайтер Эмануил получил заветного Бронзового льва в Каннах (1984 году), и в последствии несколько других наград. Сейчас Розен преподает в MBA-школах. Его сайт: http://www.emanuel-rosen.com/

Отсюда и главный недостаток книги - она без адаптации к России и современному времени. В области онлайн-технологий 4 года это большой срок. У автора, до сих пор, в книге, MySpace мега удачный и продвинутый проект социальной сети (в реальности это умирающий проект, который не знают кому бы еще продать дешевле, чем купили). Многие кейсы интересны, но не реализуемые в наших условиях, где между идеей и ее воплощением стоит налоговая, пенсионный фонд, почта России и другие "всадники апокалипсиса".

И это не говоря о том, что в России культура онлайн-комментирования очень жесткая и в массе своей негативная. Страна троллей. Хотя в некоторых нишах есть здоровые комьюнити, которые идеальны для маркетинга слухов. Другое дело, что каждый проект сарафанного маркетинга (маркетинг из уст в уста, маркетинга слухов) является уникальным и его сложно разделить на составляющие или дать "рецепт правильных действий и успеха".

Но у этой книги есть и большие преимущества! Она дает общее понимание для чего и кому может пригодится сарафанный маркетинг, что он малозатратен и важна идея с воплощением. Очень хорошо автор дает понимание, что делать с негативом, критикой и об опасности, когда Ваши "маркетинговые слухи" превращаются в вал негатива, и об ответственности buzz-маркетинга перед клиентами/потребителями.

Я не люблю книги, где "важно впендюрить товар" (манипулировать потребителем) и очень люблю книги, где объясняют разницу между довольным и недовольным клиентом. Как Вы понимаете, недовольный клиент даст массу плохих слухов. Но что меня еще больше поразило, что автор в книге показывает, что это не значит, что довольный клиент будет говорить на каждом углу (обязательно прочитайте кейс про успех запуска музыкального альбома и провала продвижения фильма в реальных условиях: кейс про "мертвые сети" для слухов). "Сарафанный маркетинг" вреден для плохого сервиса или товара. Важно сначала разобраться с базовыми ценностями товара, а потом уже использовать интегрированные каналы продвижения.

Резюмируя: данная книга обязательно для маркетологов с небольшими бюджетами на маркетинг, представителям общественных и социальных проектов или кто хочет издать книгу. Желательна к прочтению рекламщикам и простым маркетологам, для общего понимания ограничений и возможностей сарафанного маркетинга. Только не забывайте о российской потребительской культуре и распространении слухов. Удачная книга с большим количеством устаревших (но не менее интересных) кейсов, которые расширят Вам кругозор, но не решат Ваших проблем по работе.

Обзор в блоге!