Больше рецензий

13 января 2015 г. 14:34

568

«Ветер в ладонях» заявлен как роман-притча. Но если исходить из определений притчи, то ни дидактики, ни особой «выразительности» вы не увидите. Правда, есть определенная декларативность, тенденциозность, ибо роман характеризуется предельной заострённостью главной мысли, которая стара, как мир – что есть Вера? Вы прочитаете и воскликните: да это не главное. Возможно. И это замечательно, потому как мыслей и тем хватает и для наших, и для не наших. Все-таки притча!
С одной стороны, роман написан в духе лучших образцов философских и богословских бесед-диалогов (см. например, Платон. Пир). Однако его жанр все равно не вмещается в известные каноны, так как с другой стороны - это самый настоящий триллер. Причем в традициях классических триллеров (см. например, М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).
Роман можно «читать », т.е. смотреть, как фильм, настолько ярки и сценичны, при кажущейся простоте, образы героев. Невольно появляется аналогия с фильмами Хичкока – вроде бы действия сведены к минимуму, а ловишь себя на мысли, что ты в постоянном психическом и мыслительном напряжении.

Нужно обладать и мастерством, и нестандартным мышлением, и Верой не только в Бога, но и в себя, чтобы притчу с ответами на вечные вопросы написать в виде триллера.
Многие называют подобный жанр «реальной фантастикой».(?) Осталось только определить, где «реальная» реальность, а где - «иная», увиденная автором, который предлагает принять ее либо за «фантазию, чтобы не зависнуть в ней», либо поверить в нее, и тогда уже стать не зрителем, а участником.

Кстати, «видимая» сюжетная линия (без использования терминов типа фабулы, коллизий, экспозиции и пр.) достаточно примитивна. Встречаются, знакомятся, идут, приходят, сражаются…. Но вашей фантазии, уму и воображению скучно не будет, стоит только задуматься о Губителях и Чужом народе, например.
Возможно, вас заинтригует Странник, образ которого обсуждается не один год, и практически никто не может дать ему окончательную характеристику. Возможно, вы узнаете (увидите) себя в нем или в других «последних» героях нашего времени, которые живут по соседству, – Медиум, Связной, а может быть Чиновник или мятежник-боевик, хранитель тоннеля? Вам решать.

Вы встречали людей, которые ищут точку опоры, чтобы перевернуть мир? Причем мир не фентезийный, не инопланетный и не потусторонний, а наш с вами – реальный, родной, любимый, так лелеемый нами, ибо взращенный на собственных иллюзиях и грехах. Этот Мир, который как бы и не нуждается в том, чтобы его меняли, уже комфортно ставит нам в пример Сократа с его очень простой и гениальной идеей познания…и бездеятельности. А вы знаете, чтобы действительно изменить себя, нужно пройти сквозь Огонь, Воду и Медные трубы.. . или сквозь заминированный тоннель, как это сделали Странник и Птица…. Нужно умереть.

Впечатление могу высказать только словами одного из героев романа: " Вроде ничего особенного не говорил этот человек, высказывания его наивны, банальны, но по какой-то причине они проникали в душу и вселяли надежду..."
Автор делится своим видением и открытиями искренне и серьезно, они не могут не затронуть даже тех, кто решение вечных вопросов уже завершил. Удачно, на мой взгляд, и органично автор связывает (соединяет) «земное, временное и небесное, вечностное», рассуждает (не призывает!) об индивидуальном нравственном выборе и непременно индивидуальной ответственности за этот выбор. О невидимом, сакральном - прозрачно, не придумано (как будто сам видел), что, по словам одного из героев, «и почувствовать то сложно, не то чтобы дать словесное определение».

Конечно же, есть некоторые моменты, которые могут «смутить» читателя, например, когда герои с молитвой взывают к Богу. Это очень интимные моменты, и у каждого своя молитва. И автор старается тактично ввести их в текст книги (хотя, на мой взгляд, абстрактно, не личностно, что снижает некоторую экспрессивность и убедительность).

Я бы назвала автора скорее очевидцем, чем сочинителем. Отсюда нет и претензий на «художественность» текста. Излишние метафоры, красивости, литературные приемы, описания природы, движения чувств и пр. и пр., которые иногда до тошноты в большом количестве и неоправданно встречаются в современной литературе, в этой книге отсутствуют. Достойно. Живые, яркие, сложные и одновременно простые (иногда даже однобокие и схематичные, в силу собирательности) характеры и отношения героев даны также в диалогах и монологах. И даже некоторая их затянутость или излишнее внимание к деталям, или текст «от автора», сухой и однозначный, не остановит вас, и вы не заметите, как книга уже прочитана. Но, конечно же, при условии, что это «ваша» книга.

Вы не найдете и интеллектуальных «вывертов» или претензий на «последнюю инстанцию», даже если автор тенденциозно «пересказал» сюжеты Библии. На мой взгляд, выискивание аналогий, например с Иисусом Христом, заведет и автора, и читателей в тупик.
Роман-притча «Ветер в ладонях» невольно заставляет видеть реальный мир без страха быть обвиненным в предательстве своей церкви или в своей неадекватности. Вытравите из себя чувство разделения на наших и ваших, «неверных и верных»…... и читайте роман. Потому что он во многом шире наших представлений о религии и Вере. Читайте, потому что это просто захватывающее «чтиво».
Татьяна Московцева.