Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

7 января 2015 г. 06:01

829

5

Дон Домино
У Юрия Буйды совершенно точно свой собственный литературный стиль. Отточенный, выверенный, зашлифованный и точный как лазерный прицел. Стиль этот на непривычный взгляд и первую пробу может показаться и странным и непонятным — нечто странное, полумистическое, ирреальное, постмодернистское и сюрреалистическое, ниоткудное и кудыкинское (если попытаться перефразировать в его же, буйдовском стиле ответ на вопрос "откуда и куда?").

Какой-то разъезд/станция с большим станционным хозяйством и многочисленными вспомогательными службами и производствами, и какой-то странный "нулевой" стовагоный четырёхпаровозный поезд, единственный за сутки и регулярный как восход солнца и крик петуха. И вся жизнь обитателей этой станции/разъезда под номером девять и состоит только вот в этом служении и обеспечении бесперебойности и неукоснительности соблюдения графика движения этого молчаливого грохочущего чудища-поезда. Странная задача, и никак не объясняемая автором, ни что за поезд, ни что за грузы, ни прочие околопоездные нюансы, ибо основной груз поезда — Тайна! А основная задача всех живуще/существующих — служение этой Тайне, этой Задаче и этой Команде и Цели.

Чушь? Может быть. Но ведь это только поверхность смысла, только лёгкая рябь на поверхности глубокого полуфилософского Смысла этого небольшого по объёму, но ёмкого и глубокого романа. И совсем не хочется навязывать никому своё собственное видение смысловых слоёв этого повествования, пытаться раскрывать глубинные тени и образы и вынимать из глубин Сути и Идеи — и потому, что сложно перевести на язык слов то, что теснится в голове, и вдруг другой читатель откроет какие-то свои собственные, непонятые и непочувствованные мной нюансы, оттенки, отзвуки, привкусы и ароматы...

Только опять встаёт передо мной образ Книги как Зеркала, в котором отражаются наша явь и наша суть и наша жизнь и наши чаяния и реалии, отражаемся мы сами... И мчится куда-то и откуда-то поезд Россия, и едут в нём мы туданезнаюкудаки, и обеспечивают прохождение этого поезда тоже мысамикоекакие — самими собой непознанные и непонятые неоткуды и никудаки...

Третье сердце
По сравнению с "Дон Домино" этот роман кажется более реалистичным и менее фантасмагоричным (хотя кто точно и уверенно может провести границу между реальным и сюром!). И событийный ряд вроде бы не вываливается за границы возможного. И тем не менее, за понятными в целом и объяснимыми внешними событиями, за необычным поведением и странными действиями героев и персонажей кроются совсем уже своеобразные — я бы их дерзнул назвать психоаналитическими — побудительные мотивы и движки. Которые собственно и составляют всю изюминку этой полудостоевской литературы. Потому что поднимаемые автором неподъёмные вопросы и проблемы принадлежат и относятся примерно к тому же смысловому и нравственно-этическому ряду, что и в романах Фёдора Михайловича...

Прислушайтесь, вдруг и вы тоже услышите гулкие и одновременно глухие ритмичные удары бьющегося сердца христова...

PS Вообще Юрия Буйду я приметил и отметил и отложил в запасники памяти ещё со времён чтения его "Прусской невесты". Затем последовал роман "Синяя кровь", также получивший от меня свои законные 5 звёзд и только укрепивший во мнении особенности таланта этого автора. Что ж, маховик симпатии к Буйде набирает обороты...

Книга прочитана в рамках 1 тура игры "Книжная полка"
картинка strannik102