Больше рецензий

6 января 2015 г. 23:15

1K

4

Узкие рамки
Человеческий мозг имеет здесь определенную слабость, а именно: чтобы находить несколько вариантов решений проблем, надо прилагать усилия. Обычно люди слишком упрощают проблему, сводя ее к одному варианту. Классический пример: уходить с этой ужасной работы или продолжать работать, смирившись с проблемами. Но на самом деле ведь есть еще куча вариантов:
- поговорить с начальством об улучшении условий труда,
- поискать другую работу, а только потом принимать решение об уходе
- работать на полставки
- самому открыть бизнес
- и еще много-много других.

Дальше...


Очень часто выбор “или или” можно заменить на “и”. Например, если есть выбор “работать или учиться”, то иногда можно выбрать “работать и учиться одновременно”. Тут главное не забыть, что вариантов выбора всегда больше чем кажется. Авторы книги утверждают, что надо довести свою реакцию до автоматизма: когда кто-то говорит “или”, немедленно включать мозг и обдумывать настоящие варианты, а не только предложенные. Кстати, чтобы придумать варианты, существует действенный метод. Например, вы хотите купить планшет, но не можете выбрать Андроид или Ipad. А теперь представьте, что этих вариантов вообще нет, как будто вам кто-то запретил их рассматривать. Тогда ваш мозг полностью активизируется на поиске альтернативы: а может на платформе windows купить? Или вообще телефон или ноутбук? А может сразу два планшета?

Предвзятость
Мы часто бываем ослеплены собственным мнением. Настолько, что даже интересуясь фактами, пытаемся подогнать их под себя. Или ищем только те факты, которые подтверждают мнение, игнорируя остальные. Более того, как показывает практика, даже эксперты в своих областях преувеличенно уверенно дают прогнозы на будущее, а потом обычно эти прогнозы не сбываются.
Есть несколько методов, как бороться c предвзятостью.
- Найдите тех, кто не согласен с вами. Поговорите с ними, выслушайте их, обсудите их аргументы. Если идет групповое обсуждение чего-либо, и все со всем согласны, то надо напрячься: какие-то риски не учтены. Примерно об этом же говорит Ицхак Адизес в своей книге, что разные люди дополняют друг друга в обсуждении (даже в конфликте), и риски становятся меньше, а информация полнее.
- Если вы хотите получить от кого-то достоверную информацию от человека, который не горит желанием ее раскрывать (продавец чего-либо), задавайте четкие, откровенные вопросы, не стесняйтесь вдаваться в детали. Если же вы хотите понять, в чем проблема человека, который сам не осознает ее конкретно (например, пациент), то надо задавать открытые вопросы, чтобы он максимально много наговорил.
- Попробуйте рассмотреть мнение, противоположное вашему, и найти аргументы за него.
- Очень часто есть люди, которые уже решали проблему, аналогичную вашей. Найдите их и поговорите - они быстро снимут с вас розовые очки, при чем вы будете сразу знать основные проблемы.
- Не верьте прогнозам экспертов. Экспертов можно (и нужно) спрашивать о текущем положении дел в какой-то области, но они возможно дадут вам совершенно невменяемый прогноз по вашей ситуации.
- Есть так называемый метод увеличения и уменьшения масштаба. Например, вы выбираете отель. Посмотрев описание и картинки, которые вам очень понравились, нужно посмотреть среднюю оценку этого отеля другими людьми (это и есть уменьшение масштаба), тогда предвзятость будет немного поколеблена средним мнением людей. После чего почитайте отзывы - возможно плохая средняя оценка объясняется какой-нибудь (для вас) ерундой, и этот вариант будет ваш (это увеличение масштаба).
- Разумеется, метод можно применять не только к отелям.
- Некоторые решения можно проверить в реальных условиях без особых затрат. Например, если вы делаете сайт по продаже машин, сделайте сначала одностраничник и дайте небольшую рекламу. Посмотрите, есть ли хоть какой-то толк

Мгновенные эмоции
Вы увидели что-то, что вас привело в восторг - и вы сразу же это купили. Не делайте так! К примеру, торговцы автомобилями постоянно применяют этот метод, они постоянно прокачивают эмоции, чтобы у человека отключилась голова. Всевозможные лозунги из серии “только сегодня у нас действует акция” действуют точно также - пытаются заставить вас действовать на эмоциях.
Тут совет очень простой - старайтесь не совершать необдуманных поступков, эмоционально дистанцируйтесь от проблемы. Вот некоторые способы:
- Чтобы я посоветовал своему другу в такой ситуации? Это вопрос задавайте себе всегда
- Правило 10/10/10. Иногда важно не только удержаться от покупки ненужного, но и наоборот, не поддаться сиюминутному страху что-то сделать. Например, молодой человек боится позвонить малознакомой девушке, потому что боится что она его вообще не вспомнит. Что ему сделать в такой ситуации? Правило 10/10/10 говорит о том, что надо подумать, к чему приведет решение через 10 минут, через 10 месяцев, через 10 лет. В данном случае через 10 минут возможно парень будет краснеть от неловкости (а может и нет), через 10 месяцев возможно у него будет девушка, через 10 лет всё это вообще будет неважно. Так что я бы позвонил.
- Чтобы стал делать другой человек на моем месте, более мудрый и опытный? Просто почаще задавайте себе этот вопрос :)

Самоуверенность по поводу будущего
Если уж эксперты не понимают, что они прогнозируют, то простому человеку и подавно тяжело. При чем ошибки бывают как в ту, так и в другую сторону. Поэтому надо просто подготовиться к тому, что принятое вами решение возможно ошибочно.
Если вы начинаете продавать какой-то новый продукт, но не готовы к взрывному росту покупателей, то конкуренты быстро прочухают что к чему и оттеснят вас с рынка. Если вы готовы - то они просто не успеют И наоборот, печальная судьба фирмы kodak, которая до последнего цеплялась за пленочные фотографии поражают своей самоуверенностью.

Что тут можно сделать

Представьте себе, что ваш проект провалился. Представьте это в красках, и подумайте, какие причины этому послужили. Это чисто психологический трюк, активирующий нужное мышление. Возможно вы найдете какие-то риски, которые можно смягчить/устранить
Инженеры всё делают с запасом прочности. Например мост расчитан на 100тонн нагрузки, а на самом деле делают его так, чтобы и 300 тонн без проблем держал.
установить растяжки. Т.е. граничные условия: я потрачу на проект не более чем X долларов и Y месяцев времени, после чего взвешу все аргументы заново. Тоже, психология чистой воды.
уменьшайте вероятность провала, всегда принимая обдуманные решения, т.е. вам нужно разработать некоторый процесс принятия решений, чтобы он уменьшал возможность ошибки.

Метод WRAP
Все что описано в книге авторы выделяют в так называемый метод wrap. Т.е. если кратко то:
Узкие рамки заставляют вас упускать варианты. Поэтому расширьте возможности выбора.
предвзятость ведет вас к сбору только подтверждающей информации. Поэтому… Проверьте свои предположения в реальных условиях, выйдите за пределы собственных мыслей и соберите верную информацию.
мгновенные эмоции часто подталкивают к неправильному выбору. Поэтому дистанцируйтесь.
часто вы бываете излишне самоуверенны по поводу того, что случится в будущем. Поэтому Приготовьтесь к возможной ошибке.