Больше рецензий

3 января 2015 г. 22:38

1K

4

"Лишь только мертвый не боится смерти"
(А.Васильев)

Есть детские книги от которых становится отчаянно не по себе. Такие, что сидишь, и, бессмысленно глядя мимо страниц, пытаешься сообразить: как? господи, как? почему? за что? Милые детские сказки, которыми не спасешься от депрессии, а лишь увеличишь ее. От которых раз в 100 раз страшнее, чем от триллеров и сплаттерпанка. Этот роман Линдгрен - именно такая книга.
Все умрут. Первый исходный тезис. И это не спойлер. Это начало книги. Они умрут, правда! Маленький Карл, маленький Юнатан, умрут, оставив их маму одну... Больше того, Карл будет МЕЧТАТЬ (вы понимаете МЕЧТАТЬ!!!) умереть, чтобы встретиться с братом, ушедшим в страну Нангиялы раньше него, да что ушедшим, выпрыгнувшим, прошедшим огонь в буквальном смысле слова. Им еще не раз так идти друг за другом в жуткое безысходное никуда, но братья не знают об этом. Равно, как не знают о том, что не будет им покоя и за пределами смерти, что и в раю есть зло и чудовища, что и там, в чудесной вожделенной стране можно стать больным и обездвиженным, что.... Что умереть - не значит спастись и "все повторится вновь, как встарь". И это самое жуткое - цикличность неспасения, дающая надежду, а потом бьющая наотмашь по лицу.
"Братья Львиное сердце" - книга-парабола. Книга с невероятно сильным и темным началом и столь же затягивающим финалом. Между этим - провисание и собственно сказка. К сказочной части назревают вопросы. Почему эти дети, так любя друг друга, так упоенно и эгоистически исполняя свои желания (все, вплоть до собственной лошади), ни разу не вспомнят о маме? Почему зло так так скучно выписано, что его не удается ненавидеть? Отчего столь предсказуемое развитие событий? Но все эти вопросы меркнут с подъемом на гору и с зловещим отблеском чудесного света страны Нангилимы. И я читаю, радуясь, что много старше возможных читателей этой книги, читаю, думая, что не все книги для детей детские...
Самая безнадежная, самая темная, самая катарсическая книга Линдгрен. На нее похож "Полосатый жираф Алик или трава для астероидов Крапивина", но Крапивин в кристаллическом цикле умел пугать и раньше, а Линдгрена взяла и швырнула нас доверчивых в бездну братской любви к друг другу и справедливости, но ни к кому больше, в битву, где победа над злом совсем не означает хэппи-энда, к ужасу полета, падения, как во сне, то в огонь, то из огня, но всегда- из жизни, к страху быть больным, слабым и беспомощным, по природе своей не детскому - вечному. И от доброй сказочницы Астрид такого не ждешь. Все мы уйдем. Не от болезни, так от нелепой случайнести. И,возможно, здоровые и сильные - раньше больных и слабых. И не будет нам покоя, и...
И это сказка, всего лишь сказка. Не бойся, маленькая... Прочти ее детям. Есть шанс, что уж они-то не поймут и не испугаются.

Комментарии


В детстве помню читала раз пять и каждый раз ревела:) Но книга очень нравилась. Сейчас перечитывала племяннице и была в шоке насколько сильно меняется восприятие с возрастом. Дети несколько по-другому все воспринимают...


Одна из самых любимых книг моего детства. Мне кажется, она на меня очень сильно подействовала тогда. И еще, мне кажется, в определенном возрасте от ребенка не нужно прятать тему смерти - его она в любом случае будет волновать и он будет искать ответы...


Читала эту книгу в 3 классе. Тогда смерть воспринималась не как умирание, а как переход. Некоторые детали до сих пор помню (выжигание клейма, печеньки за информацию).


О, каким наслаждением было бы поставить Жизни подножку, именуемую смертью! В военные годы вошло в моду упоение гибелью на поле брани, и я сочувствовал этому поветрию всей душой. Если б мне посчастливилось пасть "смертью героя", столь мало приличествующей моей скромной особе, я бы лежал себе в могиле и злорадно посмеивался над одураченной Жизнью.

Основная проблема, как мне видится, в том, что у детей не сформировано сознание, поэтому и отношение к смерти иное, нежели у нас, у тех, кто смотрит на все это глазами взрослого.

зло так так скучно выписано

Любопытная мысль. Всегда был уверен, что зло у Линдгрен четко очерчено - оно безнравственно и асоциально. Здесь как-то не так? Не помню уже, нужно перечитать

Спасибо за рецензию


Почему эти дети, так любя друг друга, так упоенно и эгоистически исполняя свои желания (все, вплоть до собственной лошади), ни разу не вспомнят о маме? Почему зло так так скучно выписано, что его не удается ненавидеть? Отчего столь предсказуемое развитие событий?

Это всё лишь галлюцинации умирающего ребёнка. Совершенно очевидно, что тоски по матери в них быть не может.

А последняя строка так вообще вдохновлена медицинским феноменом, когда за миг до смерти, в агональном состоянии, люди видят свет.

По словам Линдгрен.