Больше рецензий

JewelJul

Эксперт

Books & yoga & singing jazz

29 декабря 2014 г. 23:57

265

4.5

Третий том воплотил наконец в себе тот книжный вызов, каким поначалу и задумывалось чтение "Войны и мира". В отличие от ознакомительного первого тома, моментально проскочившего и быстро затянувшего в себя, в отличие от шикарнейшего, теперь любимейшего второго, рассказавшего о чувствах, о мыслях, о любви, об измене, третий том тяжел. Он о войне, обо всем, что предшествует ей, о предпосылках, если угодно (это слово так любят историки), о сражениях и диспозициях, о стратегии и настрое на битву, о чудовищной красоте поля боя, и о том, что наступает после, о расплате. Читается третий том с трудом. Точнее будет сказать, он с трудом читался мной. Он берется в руки - с неохотой - и откладывается со вздохом "отчего я не мужчина", так что если вы как раз "он", должно пойти хорошо, интересны же вам сражения, редуты, батареи, батальоны, расклады сил. Мужские игрушки.

Вообще этот том эпопеи очень четко раскладывается на три части: подготовка - Бородинское сражение - поражение, причем поражение обеих сторон, и вход Наполеона в Москву. И во все части Толстой не стесняется вставлять целые главы своих размышлений и выводов по поводу этого сражения конкретно и всей войны с Наполеоном в частности, поначалу вкладывая свои мысли в голову Андрея Болконского, потом Пьера Безухова, а потом и просто от себя, безликого рассказчика. Не будучи историком, не берусь судить его теории, но все-таки есть в них верное зерно.

Война, как и история в целом, представляется Толстому как совокупность случайностей, помимо воли конкретных личностей приводящая к взрыву.

...Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все - миллиарды причин - совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться.

Как такой подход называется? Детерминизм?
От таких вот весьма пространных кстати размышлений Толстой плавно переходит к вопросу о роли личности в истории и постепенно подводит нас к выводу, что личность появляется на общественной арене и выдвигается вперед и наверх по мере требования судьбы, времени, но никак не по воле самой личности.

Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, - были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра <...> была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться.

Через анализ действий Александра и Наполеона автор обобщает:

Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует существом своим, что он может сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.

Можно соглашаться, можно спорить, если подумать, то так оно и есть, но мне лично такой подход не нравится, хочется думать, что все же личность имеет значение. Тварь я дрожащая, али право имею?

Чтобы не превращать рецензию в философский трактат, сменим тему. Как и в более ранних томах Толстой очень точен в психологических портретах, а ведь именно здесь, в третьем томе, происходят важнейшие переломы в характерах главных героев, Андрея, Пьера и Наташи.
У Андрея очередное ранение приводит к очередной смене парадигмы, от безудержного любования собой и возвеличивания себя, он приходит (еще не пришел, но стоит на пороге) к чему-то другому, совсем новому для него. Но весь он какой-то как из острых углов, и углы эти больно ранят его самого и его близких.
Наташа же, благословенное дитя, открыла в себе темную яму кокетства и пороков, и как-то пытается примириться с собственной "мерзкой душой", с болью, впервые ей открывшейся, она обращается к единственному доступному тогда источнику утешения - церкви. Отмолила и покаялась, но что-то в ней сломалось, чего-то не хватает, чего-то она ждет, а вместе с ней и мы.
Пьер... идеалиста и романтика Пьера особенно жалко, и вместе с тем его невозможно не презирать. Очевидно, что Толстой намеренно доводит его действия до маразма, все эти масонские бредовые махинации с буковками и цифирками о великой миссии, вся эта неспособность сбросить с себя ярмо удобной жизни, и как верх издевательства автора - Пьер, толстый и неуклюжий Пьер, в центре Бородинского сражения в окопе в белой шляпе. На самом деле это очень и очень сильный персонаж, раз он вызывает такие чувства.

Толстой - очень глубокий писатель. Очень. И этот непростой том вызывает просто невероятный вихрь мыслей. Но книжный вызов продолжается, что-то будет дальше?

Игра в классики III тур
Русский классик

Комментарии


Юль, спасибо тебе за эти основательные рецензии. Ты освежаешь мои воспоминания.


Приятные, надеюсь, воспоминания? :)
А для меня все как в первый раз ))


Конечно, приятные. Люблю эту книгу.


Роль личности в истории становится наглядно-понятной, стоит только подумать о роли личности Толстого в истории мировой литературы:)


Его позиции это никак не противоречит... если только он не намеревался войти в историю через ВиМ. Цитата про "дребедень" как раз подтверждает, что не намеревался.
Вроде как он написал роман (по личным мотивам), а уж что там вошло в историю литературы, а что не вошло, он вроде и ни при чем =) это все общество ))

Но это мои любительские размышления, я на истину не претендую.


Детерминизму вообще ничего не противоречит:) Под него что хочешь можно подвести. Вон, тот же Толстой даже и свободу под детерминизм подводит. Но что касается понимания роли личности, то ведь роль эта практически всегда очевидна, это касается Толстого и Наполеона, и куда менее исторических личностей. В любой организации, в частности, стоит ей лишиться лидера, или яркой фигуры, сразу начинаются сбои.


Да, вы правы, что-то я про это не подумала.


Точнее так. Начинаются сбои, и выдвигается другой лидер... требуемый по ситуации. Я тоже все подведу под детерминизм )


Если выдвигается, значит, и должен был выдвинуться, а если не выдвигается, значит, и не должен был выдвинуться:)


Ахаха, просто Ванга какая-то ))


во время чтения 1 тома Унесённых ветром мне вечно представлялось что-то среднее между Войной и миром с одной стороны и Анжеликой с Чалыкушу с другой :Ъ


Вот видишь, какой ты теперь образованный )))) Сразу аналогии сыпятся ))
Нравится хоть?


на твёрдые 3 звезды... второй том - это вообще сказание о какой-то женщине, даже мягких слов не могу найти, чтобы её охарактеризовать


Хоть три, и то хлеб ))
Что тебе не нравится в Скарлетт? Можно любыми словами )


достаточно взглянуть на перевод этого слова с английского на русский, разумеется убрав лишнюю букву на конце, чтобы понять, что от "алого" до "проститутки" - несколько полутонов.


Интересные ассоциации


теперь могу сказать точно, что третий том - это историческая хроника, куда Толстой поместил собственный взгляд на произошедшее и добавил попсовости в действия героев. Это же ужас какой-то наблюдать за поступками героев на этом фоне, особенно на безумства Пьера, будто Толстой решил всё показать изнутри, а лучше способа, нежели пихать героя то в огонь,то на передовую - не нашёл. Честно говоря, усталость накопилась, появилось море вопросов к автору, который на всё смотрит со стороны богемы, а солдаты при этом служат декорациями, а про крестьян вообще молчу.


Ему было интереснее раскрывать внутренние метания Пьера на фоне ада, чем описывать каждого солдата. А что ты хотел бы узнать про них?


какие-такие метания? ничего такого нет... просто брось человека в воду, да описывай его поведение - этим и занимается Толстой, наводняя книгу чрезмерной искусственностью.


Поиск себя - такие метания.
И лучше всего на фоне драматических событий, когда все то ли рушится, то ли заново устанавливается.


молодец что идёшь дальше и не останавливаешься моё любимейшее произведение


Потихоньку ползу, не иду ))) Этот том куда серьезнее предыдущих )


Событий много разного плана


Молодец) Движешься)) Спасибо за отзыв!


Один небольшой шаг остался ))


Ага))


Ой, тебе совсем чутка осталось))


"Последний бой, он трудный самый" ))))


Сейчас усиленно вспоминаю откуда это...))


Военные песни ))


Ага, нашла уже ее) Великий Гугл в помощь)


Ты ж моя умница! ))))


))))) И так покружусь, и сяк покружусь, куда ни ткни везде умница)))))
Еще немнооооооого, еще чуть-чуууууууть ))


Ой, я и не знала, что коты такие умные бывают. Я думала, они только на деревьях кричать умеют.(С)))))))))))))))))))

да, еще немного и ты герой)))Это действительно результат ))


— Подумаешь, я еще и вышивать могу… )))))
Надеюсь, в январе дочитаю )


в идеале в декабре бы...этого года))))))))))))))))))))))


Ща погодь, усядусь под елочку )))))))) с тазиком оливье и буду читать четвертую серию вместо иронии судьбы))))))


и то интересней)))


А я, оказывается не все помню, хоть и читала 2 раза... Не помню про Наташу, про темную яму кокетства, не помню про маразм Пьера.... Пора, пора перечитывать глубоко и серьезно!


Наташа переживает, что поддалась Курагину, изменила Андрею из-за своей женской натуры, вот и темная яма ))).
Пьер же абсолютно потерялся в жизни, не знает что делать ,как делать и зачем все это, а Толстой специально подчеркивает это нелепыми деталями.

В-общем, перечитать (если хочется) советую ))))


Очень хочется, Юль, перечитаю :-)