Больше рецензий

George3

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 декабря 2014 г. 22:31

866

5

Массивная фигура бронзовой женщины покрыта с ног до головы зеленой окисью. Холодное лицо слепо смотрит сквозь туман в пустыню океана, точно бронза ждет солнца, чтобы оно оживило ее мертвые глаза. Под ногами Свободы — мало земли, она кажется поднявшейся из океана, пьедестал ее — как застывшие волны.

Таким представляется Горькому этот символ Америки, которого автор назвал "американским богом". А затем начинается рассказ о "Городе желтого дьявола". Горький назвал его так за дух стяжательства, который царил в нем, да еще и теперь царит еще в большей степени, потянув за собой много других городов.
Он воспринял многомиллионный город как чудовищное порождение буржуазной цивилизации. О мнимой свободе населяющих город людей Горький говорит: «Это — свобода слепых орудий в руках Желтого Дьявола — Золота». Если труженики — слепые орудия, то богачи — рабы Желтого Дьявола. Желтые огни рекламы, кажется, источают золотой блеск. К ночи «грохот железа, гонимого всюду вдоль улиц жадными толчками Золота, не становится тише... Со стен домов, с вывесок, из окон ресторанов — льется ослепляющий свет расплавленного Золота. Нахальный, крикливый, он торжествующе трепещет всюду, режет глаза, искажает лица своим холодным блеском». Горький увидел в этом городе образ американского капитализма — циничного, «чистоганного», лишенного фиговых листков, которые порой прикрывали жестокость капитализма в Европе.
Так глазами Горького я создал себе образ этого города, который сохранялся во мне до тех пор,пока я не увидел его своими глазами на полвека позже писателя. и должен сказать, что мое мнение мало изменилось. Правда,он стал намного многообразней, чем его увидел Максим Горький, но он во многом отличается от других мегаполисов.
В постсоветское время появилось много работ, по другому оценивающих это произведение писателя уже не как антиамериканское, а как впечатление европейского человека, пораженного и ошеломленного всем увиденным в Америке. Например:

В своей книге американский ученый (Чарлз Рагл) выступает противником теории, относящей эти очерки к антибуржуазной и антикапиталистической критике, и связывает обвинения Горького, направ-леные на американское общество, с потрясением, пережитым европейским интеллигентом при первом столкновении с совершенно чуждой и непонятной ему реальностью.