Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2014 г. 14:53

10K

3

После прочтения Сорокина трудно отделаться от чувства легкой гадливости. Будто сделал что-то одновременно гадкое и сладкое.

Жить по Сорокину
В последний год я не раз слышал фразу, что, мол, раньше мы жили по Пелевину с его камланием на нефтяную вышку, с офшаром, дискурсом и гламуром, а теперь – живем по Сорокину. Что Сорокин пророк нашего современного консервативного возрождения. И пророчество это высказано в «Дне опричника».

Что сказать, и правда, пророк. Роман написан шесть лет назад, и с каждым днем становится все актуальней. Антиутопии же пишутся про современность, авторы указывают нам на какую-то тревожную тенденцию, доводят ее до предельного выражения, чтобы нас напугать. Оповестить. Ударить в колокола.
Вот он и бьет в колокола.

«День опричника» – антиутопия, последовательно воплощающая все либеральные страхи, связанные с антилиберальным поведением нашей власти.
Роман описывает день высокопоставленного опричника, слугу государева. Действие происходит в недалеком будущем, в 2028 году в Новой России, в которой восстановлена монархия, сословное деление. На Лубянской площади вместо памятнику Дзержинскому стоит памятник Малюте Скуратову, библиотека имени Ленина стала библиотекой имени Нестора. Кремль побелили, Ленина захоронили, трупы у кремлевской стены откопали. И ходит там, около кремлевских стен, не почетный караул, а юродивый Савоська и стрельцы-молодцы.

Произошла страшная архаизация на фоне технического прогресса:
Народ расхаживает в кафтанах и сапогах сафьяновых, но ездит на меринах; говорит на смеси церковнославянского и китайского, но по «мобило», крестится. А прислуживают новым аристократам не только дворовые, но и роботы.

Настало Новое средневековье, о котором так много говорили философы.
Но архаизация и Новое средневековье наступает у нас отнюдь не после какой-нибудь бубонной чумы или ядерной войны, а после отказа от европейского вектора развития. «Загнила» демократическая Европа или не загнила, мы точно не знаем. Текст написан от лица опричника. И ему мы не можем доверять до конца. Но очевидно, что новая жизнь наша началась после того, как была возведена Великая русская стена.

Великой русской стеной мы отгородились европейских педиков и киберпанков проклятых. Закрыли, наконец, окно, прорубленное некогда Петром Первым. И стали жить сами по себе. А если точнее, мы поменяли вектор союзнических отношений. Совершили «исход к Востоку» и впали в другую зависимость, от Китая. В Восточной Сибири проживает 27 миллионов китайцев, а мы собираем с них налоги и отправляем в Поднебесную. Унизительная ситуация. Но куда деваться? Россия ничего не производит, все китайское. От боингов, до колбасы. Надо дружить.

Основная функция России в судьбах цивилизации – охранять Китайско-Европейский тракт, дорогу, пролегающую через всю Россию, по которой товары из Китая (где сосредоточены все производства мира) идут на Запад. Больше Россия ничего не делает. Россия в запустении. Только опричники сбивают с китайских фур по 3 процента на лицензию. Тем и жиреют.

Сорокин артикулирует в романе все либеральные страхи, связанные с отказом от ориентации на западные ценности:

– Россия архаизируется, ценности рационализма сменяются религиозными ценностями. То есть вместо прогресса и процветания, мы получаем мракобесие, обскурантизм и деградацию.

– Новая религиозность совершенно не способствует развитию науки и инновационной экономики. Вместо высоких технологий мы получаем возвращение к примитивным формам хозяйства, промыслам, городскому ремеслу. Назад в XVI век.

– Экономика стагнирует. Россия становится сырьевым придатком Китая. Страна ничего не производит на внешний рынок. А газа становится все меньше.

– Россия нищает, уровень жизни резко падает (на прилавках ларьков – всего по два вида: два вида колбасы, два вида сигарет и т.д.). Население деградирует. Правительство идет на легализацию наркотиков. Практически для каждого слоя населения есть свои наркотики, которые позволяют людям забыть про беды и смириться со скотской жизнью своей. Одним словом, у народа нет будущего. Народ медленно умирает.

– В политике Россия вместо демократического правления получает авторитарную квази-монархию. Права и свободы личности не имеют никакой гарантии, опричники жгут усадьбы земских. На улицах палачи секут неугодных государю литературных критиков и преследуют поэтов. Одним словом, бесправие, пытки и репрессии.

Вот, что будет, говорит Сорокин, если мы предадим ценности свободы, индивидуализма, рационализма и демократии. Сегодня нам заливают о «духовных скрепах» и традиции, а завтра опричники государевы привяжут на капот своего мерина отрезанную голову собаки и сожгут ваш дом, а вас повесят на воротах за то, что вы оказались неугодны царю.

Новая религиозность
Наблюдая общеевропейский кризис либерализма, Н.А. Бердяев написал в 1923 году работу «Новое средневековье», где он сказал, что ценности Нового времени (свобода, индивидуализм, рационализм) показали свою несостоятельность в силу неправильного понимания сущности человека. Человек, по Бердяеву, не понимает конечной цели освобождения, а индивидуализм не укрепляет личность. Рационализм с атеизмом хотят придать всему статус относительного, секуляризировать мир, а человек требует сакрализации и «взыскует последней истины».

В ультраправых политических режимах 1920-1930-х гг. и в русском коммунизме Бердяев увидел реакцию на несостоятельность идеологии Нового времени. Людям надоели все эти либеральные ценности и демократические институты, которые в начале XIX века обещали народам свободу, но никакой свободы не принесли. А принесли хаос и сумятицу. Когда в 1933 году Гитлер сказал: «Проголосуйте за меня, и вам не нужно будет больше голосовать», немецкому народу это очень понравилось. И все проголосовали. Тогда казалось, что либеральные ценности отправляются в исторический музей.

Бердяев, переживая «острое чувство судеб истории», сформулировал основные черты наступающего Нового средневековья, главная из которых – новая религиозность, приходящая на смену гуманизму-либерализму. Он сказал, что церковь станет духовным центром в грядущую эпоху, отомрут парламенты, и власть сосредоточится в одних руках. Но главное, новая эпоха будет требовать подчинения всех сторон жизни человека своей религии.

Во вселенной «Дня опричника» религия играет очень важную роль. Ключевой монолог про «веру христианскую» произносит персонаж Батя, руководитель опричнины. «Думаете, ради чего Стену строили, – говорит он, – ради чего огораживались, ради чего паспорта заграничные жгли, ради чего сословия ввели, ради чего умные машины на кириллицу переиначили? Ради прибытка? Ради порядка? Ради покоя? Ради домостроя? <…> не для этого все. А для того, чтобы сохранить веру Христову как сокровище непорочное, так? Ибо токмо мы, православные, сохранили на земле церковь как Тело Христово, церковь единую, святую, соборную, апостольскую и непогрешимую <…> Вот поэтому-то и выстроил Государь наш Стену Великую, дабы отгородиться от смрада и неверия, от киберпанков проклятых, от содомитов, от католиков, от меланхоликов, от буддистов, от садистов, от сатанистов, от марксистов, от мегаонаистов, от фашистов, от плюралистов и атеистов! Ибо вера, волки вы сопатые, это вам не кошелек! Не кафтан парчовый! Не дубина дубовая! А что такое вера? А вера, анохи громкие мои, – это колодезь воды ключевой, чистой, прозрачной, тихой, невзрачной, сильной да обильной!»

Звучит все это красиво. Так бы мог сказать размечтавшийся славянофил или консерватор XIX века, мог бы сказать любой религиозный философ века XX. Только одна проблема: монолог о чистоте веры произносит Батя после группового совокупления опричников в бане, нанюхавшись кокаином, пьяный, перед тем, как сверлить ноги дрелями. Это такая удаль молодецкая. Под столом опричники сверлят друг другу ноги тонкими сверлами, кто первый закричит, тот проиграл.

Сорокин, таким образом, хочет показать пугающее лицемерие новой религиозности. Религия прекрасна в скиту, в пустыне, в отдаленном монастыре, но когда на щите ее несут ребята, имеющие властные полномочиями и мандат на насилие, начинается кошмар. Ради чистоты веры христовой вешают проворовавшихся приказных (чиновников), насилуют их жен, секут неугодных на площадях… Лучше мы будем неверующими гуманистами, педиками, марксистами, кем угодно, только не верующими садистами.

Н.А. Бердяев считал, что история развивается циклически. Вслед за «эпохой дня» (Нового времени), приходит «ночная эпоха» (Новое средневековье). А потом опять – Новое новое время, а за ним – Новое новое средневековье. И так до бесконечности. Устав от «освобождения, рационализма и атеизма», человек ищет «подчинения высшей силе, последней истины и сакрализации мира». И наоборот. Если верить Бердяеву, Новое средневековье XX века закончилось после 1945 г., шире – после крушения Советского Союза. Либеральные ценности вернулись, казалось бы, из небытия, и новые хозяева мира аттестовали их как последние и единственно верные. Но история не заканчивается, даже если ее объявили законченной самые влиятельные люди. И вполне вероятно, нас вскоре ждет очередная «ночная эпоха». Не только Россию с условным Путиным и Дугиным, а европейскую цивилизацию в целом.
Радоваться этому или горевать?
Сложно сказать.
Тем, кто считает главной ценностью человеческую личность, – горевать.
Свободолюбивой личности будет неуютно.
Тем, кто не столь высокого мнения о личности, кто любит государство, рыцарство, оружие, церковь, – радоваться.
Жести и героизма будет - сколько угодно.
Очевидно, что Сорокин принадлежит к первой группе, подчеркивает минусы «ночной эпохи» и игнорирует плюсы. И слава Богу. Либерализм должен спать в доспехах, особенно в России, где власть не любит никаких возражений.

Последнее слово о романе. Всем хорош «День опричника», но слишком предсказуем. С первых же слов понятно, как будет сюжет развиваться, и чем все закончится. Это хорошо для политического памфлета, но плохо для литературы. В конце остается сказать только: «Ну, да!» И выбросить книжицу.

1 2

Комментарии


Спасибо за ёмкую рецензию.


Спасибо за рецензию. Было интересно, но Сорокина читать не буду) А из РФ надо сваливать)


Надо сваливать из Сорокина!


Брутально. Спасибо.


Помнится, сам Сорокин говорил, что его книги - что-то типа шаманского заклинания. Такая симпатическая магия, мол, раз он написал, то такого уже не случится (хотя в последних интервью он не так оптимистичен).
Рецензия у вас интересная, спасибо.
Меня в подобных вещах задевает вот что: понятно же, что это никакое не средневековье и не возвращение к прошлому. Средневековье, как и любая другая эпоха, по-своему логично и справедливо. А уж на фоне 20 века так вообще, можно сказать, милое и вегетарианское время.
А вот Дугин или современные фундаменталисты - они на самом деле тот же постмодернизм юзают, только наизнанку. От реального прошлого здесь ничего, это как плохой косплей.
У Бердяева, по-моему, та же каша. Умберто Эко о новом средневековье писал куда умнее.


Согласен с вами. Однако у Умберто Эко совсем про другое. Я читал его эссе. Он пытается разглядеть черты средневековья в нашей современной жизни и никак не связывает их ни с новой религиозностью, ни с архаизацией.


У Эко есть сборник "Полный назад" (не знаю, может, вы о нем и говорите), где не только про новый феодализм и кризис современного государства, но и про культурное возвращение в средневековье, ту самую, окей, архаизацию.
Вообще теория наступления нового средневековья сейчас как-то стала очень модна. Но упор в основном делают не на религию (ей может возникнуть замена, да и вообще с религиозностью людей прошлого много вопросов), а на политические и социальные структуры. Ну, а натура-то человеческая вообще неизменна - чуть что, сразу архаика лезет.


Я про его эссе "Средние века уже начались". Может быть, у него есть еще какие-то эссе про "Новое средневековье"?


хм. я уже раза четыре перепечатывала свой комментарий, но так и не нашла верную формулировку для своих чувств.
если кратко, то я не совсем согласна. но, может это субъективное мнение?


Напишите!


Прошу прощения, что задержалась с ответом. Сессия.
Попробую сформулировать свои противоречивые чувства.

Во-первых, отдаю Вам должное, мне было очень приятно читать рецензию, наполненную не только впечатлением и качественным анализом произведением, но и отсылками к реальности, к философу. Спасибо.

Во-вторых, вы говорите, что Сорокин скорее политический памфлет, нежели литература, и в этом минус. Но ведь по жанру именно так и задумывалось! Это не роман, не повесть, не исторический очерк и даже не фантастика, это именно памфлет. И это чувствуется с первых же строк (начиная буквально с собачьих голов на капоте мерсов). А потому я думаю, справедливо оценивать книгу именно с этой точки зрения.

В-третьих, основываясь на том, что я причислила книга к памфлету, я и оценивала книгу столь высоко. Да, есть гаденькие моменты, есть откровенно отвратительные (одна баня чего стоила, охох!), но есть и смешные, и откровенно высмеивающие моменты. Тревожащие звоночки, если честно. И учитывая, что это памфлет, так и должно быть. Не думаю, что французы и англичане в свое время в памфлетах восхваляли правителей: принижение их значения, гиперболизм их минусов - классический ход. Не более чем литературная мера для усиления неприятия (в данном случае режима).

В-четвертых, особое место религии в произведении. Из вашей рецензии я, честно признаться, не уловила Вашего отношения к этому факту (положительно ли (с чем я согласна), или наоборот (тут мы могли бы обсудить)).

PS с не большим автобиографическим экскурсом.
Книга написана 6 лет назад. Я как раз поступила в университет, изучала политологию, международные отношения. Более того, мой любимый человек был ярым противником "режима", в то время как я убежденные патриот. Так что я была буквально затянута в постоянные обсуждения, размышления и споры о судьбе России. Вскоре, на третьем курсе (как раз когда были все эти волнения по выборам), мы обсуждали эту книгу на семинаре по истории международных отношений, а наш преподаватель (до сих пор один из самых мною уважаемых) так горячо расписывал "что как и где написано.., что значит, а прочувствовали ли вы..?!" и т.д. Потому у меня есть определенные положительные эмоции в отношении сего творения (в чем собственно и кроется моя субъективность). По моему мнению, произведение пришлось очень кстати именно как приложение к политическому развитию нашей страны.


Вполне достаточно было бы только последнего абзаца.
Ну да.


Буду читать, спасибо за рецензию. Заранее обидно за этот вечный алгоритм "бегства от свободы", неужели нет выхода?


Наверное, вопрос заключается в том, как мы воспринимаем свободу?


Я - довольно просто. Сама - из тех самых либералов, одержимых страхами.)


Тогда - все плохо!


Для меня - скорее всего. Для сотен тысяч других - благо.)


Ох!


Что такое?


Да тоже задумался)


Пустое это дело.)
Мне тут давеча костром инквизиции угрожали и ничего, жива пока, тому и радуюсь.)


Хорошее начало Нового средневековья))


Сжечь меня на костре? Вероятно. На ЛЛ найдутся сторонники.)


Жестокие люди!


Отчего же? Обычные.)


У меня на свободу аллергии нет


Помимо общего неприятия либерализма меня всегда удивляла их маленькая общая частность - они страстно любят стращать нас сближением с Китаем. И страхи свои им всегда необходимо довести до такого гротеска, чтобы сами они (либералы) стали неоспоримо смешными и жалкими (но не в смысле тянет их пожалеть, а вызывают они брезгливость).


они страстно любят стращать нас сближением с Китаем

в то время, как надо пугать поглощением


Вы сам прекрасно понимаете (я надеюсь), что квакнули глупость.


А я вот даже и не надеюсь, что Вы понимаете, что кроме "Сам дурак" вам ответить нечего


Неужели в кувырсот швырнадцатый раз надо разжёвывать ту простейшую истину, что если бы китайцам нужен был бы русский Дальний Восток, они взяли бы его ещё в 19 веке, а то и раньше.
Не живут китайцы на севере, климат не тот.
Что Вы в самом деле как маленький, право, скучно...


Неужели в кувырсот швырнадцатый раз надо разжёвывать ту простейшую истину, что в 19 веке Дальний Восток китайцам не был нужен.


Ну тролльте, тролльте дальше, хоть вытролльтесь, хоть обтролльтесь.


не пытайтесь косить под сумасшедшего


Абзац первый:

После прочтения Сорокина трудно отделаться от чувства легкой гадливости. Будто сделал что-то одновременно гадкое и сладкое.

...........

Абзац последний:

Это хорошо для политического памфлета, но плохо для литературы. В конце остается сказать только: «Ну, да!» И выбросить книжицу.

Между первым (какая гадость) и последним (не о чем говорить) имеется 9656 печатных знаков. Что это за субстанция?

Кстати о памфлетах и пасквилях:


Ай, хорошо глаголите! Спасибо, отличная рецензия.


А все го то нужно, опосля закрыть глаза и попасть в пантеон.... Но разве могут такое сделать болтуны аналитики обремененные "словарным" запасом, гордыней и проститутским (политоглотичным) новообразованием? ;) А те кто могут... неуязвимы и бессмертны. Таки дела.

1 2