Больше рецензий

politolog

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 декабря 2014 г. 18:51

624

5

Книга абсолютно потрясающая, для меня ТАКОЙ Шостакович - открытие! Когда смотришь его фото, слышишь его голос, смотришь на манеру говорить, то кажется, что это такой очень милый, добрый и застенчивый человек, почти божий одуванчик. Но эта книга покажет его абсолютно с другой стороны, как человека жесткого, язвительного, иногда ворчливого, даже брюзжащего, злопамятного, с невероятным чувством юмора (ухохатывалась до коликов периодически, еще и всей семье зачитывала), очень разумного, запуганного властью, ненавидящего тиранию и диктатуру...эх, можно бесконечно перечислять, каким я его увидела. Перечитала, что написала, и складывается впечатление, что какой-то отрицательный герой Шостакович, но нет!!! Он таким мне не показался, просто некоторые черты характера бросаются в глаза. К слову сказать, если слушать музыку Шостаковича, то внешний эффект "божьего одуванчика" рассеивается мгновенно! Не может рохля писать такую музыку!

Почему написала про злопамятного? Уж больно бросилось в глаза. Ругает людей он все-таки чаще, чем хвалит. С кем-то явно сводит счеты (например, назвал Мравинского религиозным фанатиком, припоминая то, что последний назвал его юродивым; или ругает Асафьева, а последний был когда-то другом Ш., но активно участвовал в травле композитора в 1948 г.), остальных ругает непонятно за что (под раздачу попали Юдина, Глиер, Солженицын, Прокофьев, даже Глазунов, хотя о нем хорошего сказано все же больше).

Эта книга помогла мне лучше понимать его музыку и разбила самый главный миф, по крайней мере из тех, которые были у меня в голове: о содержании 7 симфонии ("Ленинградской"). На уроках музыкальной литературы в школах и колледжах (не знаю, как в консерваториях обстоят дела) учат вот уже 70 лет, что в 1 части центральное место занимает тема фашистского нашествия! Посмотрим, что по этому поводу говорит Шостакович:

"Тема вторжения" не имеет ничего общего с нападением. Когда я писал эту тему, я думал о других врагах человечества."

"Война принесла много нового горя и много новых разрушений, но я не забыл ужасных довоенных лет. Именно об этом - все мои симфонии, начиная с 4 и включая 7 и 8."

"Она (симфония) не о блокадном Ленинграде, она - о Ленинграде, который разрушил Сталин, а Гитлер всего лишь добил."


Я люблю Шостаковича, и мне жаль, что книга заканчивается такой его фразой:

"В моей жизни не было ни особенно счастливых моментов, ни больших радостей. Она была серой и унылой, и мне грустно думать о ней. Как ни горько сознавать это, но это правда, невеселая правда".

Соломона Волкова обвиняли (а может и продолжают обвинять) в том, что эта книга - подделка. Не знаю, не берусь судить. Но мне бы очень хотелось, чтобы последняя фраза Шостаковича была ложью, и все-таки его отношение к жизни было более оптимистичным.

Комментарии


Да, книга очень интересная. А о теме нашествия из Седьмой... обратите внимания, что первые ее интонации появляются еще в пределах темы главной партии (темы родины, как ее еще иногда называют). Любопытный факт. А еще интересно, что в главная партия и тема нашествия тонально сближаются в репризе (до минор и параллельный ми-бемоль мажор), тогда как тема побочной партии, более личностная и интимная от них наоборот отдаляется (фа-диез минор в репризе). Я уж молчу о явном родстве "темы нашествия" и так называемой "темы сопротивления" из разработки. Любопытные совпадения и слишком уж их много =)


Хорошая книга. только надо учитывать, что кроме Соломона Волкова никто не слышал никаких магнитофонных записей, где Шостакович якобы надиктовывал мемуары, и никто не видел черновиков и правок к ним, сделанных рукой Шостаковича. Есть версия, что эти "записанные со слов" воспоминания - мистификация самого Волкова. А композитор к ним отношения не имеет )) Хотя, естественно, Волков был с Шостаковичем знаком и многое знал о его жизни. Но одно дело знать биографию и выступать биографом, а другое дело писать от лица самого Шостаковича. )
Ну это так. Ремарка на полях.