Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 декабря 2014 г. 15:58

221

3.5

Неожиданно вспомнилось, дай, думаю, расскажу...
На мой взгляд, один из самых неплохих романов Олди. Входит в "Кабирский цикл", причём я бы советовала читать "Я возьму сам" в первую очередь, невзирая на то, что написан он последним. Правда, следующую книгу, "Путь меча", я и в руки-то брать не советую; для меня очарование Кабира началось и закончилось историей поэта Аль-Мутанабби.

Кстати, о поэтах. В те времена, когда я любила эту книгу, я постоянно озадачивала окружающих, цитируя из неё стихи. До сих пор помню их наизусть, хотя прошло много лет и вкусы у меня сильно изменились. От излишнего пафоса я теперь морщусь и строки вроде:

Тот, в чьём сердце - ад пустыни, в море бедствий не остынет,
Раскалённая гордыня служит сильному плащом.

- эмоционального отклика больше не находят. Но как они мне нравились в 11-12 лет! И надо сказать, все стихи замечательно вписываются в ткань романа, совпадают с ним и эмоционально, и стилистически, оживляют повествование и удачно используются для раскрытия образа главного героя. Короче говоря, сейчас я считаю поэтические вставки лучшим, что есть в этой книге.

Но о чём я хотела рассказать (и буду при этом нещадно спойлерить!), так это о занятной концепции параллельного мира, в который по сюжету попадает странствующий поэт. Каждое государство в этом мире - точнее, в той части, которую нам показывают - нечто вроде живого организма, в котором правитель, разумеется, выполняет роль мозга. Его приказы выполняются автоматически, не вызывая никакого сопротивления - прикажи он крестьянину посадить на кол своих детей, и тот с вежливой улыбкой подчинится. Даже настроение главы государства влияет на всю страну, его чувства и помыслы угадываются без слов каждым человеком, земля плодоносит его радостью и пустеет от его горя. Волшебная земля, где не может быть бунтов, ведь ноги, решившие свергнуть мозг - это нелепо; где нет войн, потому что государство нельзя завоевать, можно только убить - и тогда оно начнёт разлагаться, источая зловонные толпы разбойников, убийц и воров, а кому это надо?.. Аль-Мутанабби, внезапно ставший правителем Кабира, отчаянно бьётся за своё право быть не мозгом, а человеком, ищет друзей или хотя бы врагов - но это выглядит как попытка дружить с собственным мизинцем.

И конечно, история не была бы так интересна, не будь в этих организмах опухолей. В качестве таковых выступают люди с голубыми глазами, лишённые "благодати" быть частью целого. Пока опухоль доброкачественна, ей позволяется жить в организме; но тех, кто переродился в рак, начинают атаковать таинственные лейкоциты. Человек, пошедший против власти, медленно превращается в чудовище - и внешне, и внутренне. В таком случае его либо убивают, либо он успевает сбежать в ничейные земли. Аль-Мутанабби, которому не хочется быть органом, разумеется, делает ставку на голубоглазые опухоли и начинает дружить и враждовать с ними, раз больше ни с кем не получается.

В этой концепции есть некоторые недочёты, но в целом она довольно интересная, а главное - нарисована яркими красками. Главный герой противоречив и могуч, мечется туда-сюда и дела его однозначно хорошими не назовёшь, любовная линия тоже достаточно необычна. И прямо переживаешь-переживаешь за него, особенно если тебе двенадцать лет (и я считаю, что если надо подсадить подростка на книги, то "Я возьму сам" отлично подходит). Финал, правда, немного скомканный.

А больше всего запоминаются магические животные, по совместительству - тотемы государств. Лично я в противостоянии "Аль-Мутанабби - Тотемные Твари" болела за тотемных тварей. Жаль только, что авторы рассказали в основном про Златого Овна, вскользь упомянув остальных.