Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 декабря 2014 г. 01:28

3K

4

Не каждая постапокалиптика пробирает так, что ты начинаешь смотреть другими глазами на свой город. Смотреть, анализировать, оценивать свои шансы (прямо скажем, невысокие). Картинка жизни после краха привычного мира с его магазинами, горячей водой и электричеством, выхода из зоны комфорта, "возвращения в пещеры" получилась настолько реалистичной, что у меня аж до сих пор мурашки по позвоночнику при одной мысли о Тридцатке и её обитателях. Насколько всё-таки слаба цивилизация, насколько это верхний, наносной слой, легко счищаемый в кризисных ситуациях, когда верх берут инстинкты и когда цель одна - выжить, потому что если не ты, то тебя.

Моей первой постапокалиптикой стал "Мальвиль" Мерля - там не было особого ужаса, там жизнь "после" выстраивалась просто и гладко, а редкие кризисы разрешались довольно успешно. И по сравнению с жестоким миром "Мародёра", где идёт ежедневная, ежеминутная борьба за выживание, жизнь во французском замке по всем параметрам напоминает пасторальную сказку о счастливом избавлении. Мир "Мародёра" - это сообразить, что всё летит к чертям и начать собирать запасы. Не сойти с ума в первую зиму. Сделать из легко уязвимого дома укреплённую крепость. Найти надёжных людей. И постоянно держать палец на спусковом крючке, а мозг - в режиме бесперебойного анализа ситуации, чтобы всегда быть на шаг впереди. Особенно, если ты одиночка, не желающий ни к кому прибиваться. Эгоизм, сообразительность, умение действовать, навыки владения оружием - вот основа выживания главного героя, да и большинства обитателей дивного нового мира.

Деградация общества, вымирание и появление новых форм организации ("Дома", сидящие в укреплённых зданиях и контролирующие определённый "бизнес"; патроны вместо денег), детали выживания самого Ахмета убедительны и реалистичны. В картинку даже вписывается лёгкий элемент фантастики - раскрытие у героя неких способностей, которые в общем можно свести к обострённой интуиции.

P.S.: улыбнул эпизод с покупкой по бешеной цене книги - когда жизнь устаканилась, людей снова потянуло к искусству.

P.P.S.: ни один рецензент не пропустил тему мата и тюремного жаргона, поэтому я тоже не буду выбиваться из компании и скажу так: мата в книге не то что много, на нём просто все разговаривают, а главный герой ещё и думает. И, знаете, я, более чем интеллигентное создание, не вижу в этом никакой проблемы. Диссонанс скорее возник бы, если бы в такой ситуации люди пользовались языком Пушкина и Тургенева. Хотя с другой стороны, откуда у главного героя, вполне приличного в жизни "до" человека, такой запас экзотических тюремных выражений - это, конечно, непонятно.

Комментарии


Анастасия, а я вот не перевариваю мат совершенно. Спасибо за рецензию)


:)
Да и я тоже не люблю, но в этом случае смотрится довольно органично - после того, как вчитаешься, перестаёшь замечать и сосредотачиваешься на сюжете.


и я про мат... не считаю такой уж важной художественной важностью приносить в мир художественной литературы местные говоры и прочее... редко это получается хорошо.


Да, я согласна - не всегда это получается. Хотя мне вообще скорее нравятся стилизации, диалектные особенности и разные игры с языком. Но тут никаких игр нет, просто нецензурная лексика.


Годная рецензия на одну из моих любимых книг. Спасибо.


И вам спасибо за комментарий. :)


Хорошая рецензия. Я посталиптику в наших реалиях люблю, хотя, правда мародер у меня особых восторгов не вызвал, но мне всё же понравилось. А вот продолжение не пошло совсем из-за какой-то вдруг выплывшей мистики, показалось она там не уместна совсем, в отличии от мата :)


Спасибо. :)
Я тоже не могу сказать, что в восторге от книги, но она зацепила и увлекательностью сюжета, и тем, как воплощена идея. А вот продолжение читать, наверное, не буду - отзывы не внушают доверия. Вот и вы подтвердили это убеждение. :)


Любые экстремальные условия, и все - общение без мата невозможно. Да, и книга совсем не про мат. То, что он написал десять лет назад все ближе и ближе...


Разумеется, не про мат, о чём я и написала. Текст и обстановка смотрятся вполне органично. А в остальном... мне кажется, что всё не настолько печально, хотя, увы, это от нас вообще не зависит.


Морра, вы написали очень хорошую и правильную рецензию. Спасибо. Дамы будут, возможно, удивлены, но в Мародере говорят так, как говорят в армии, на рудниках и шахтах, в геологоразведочных партиях и научных экспедициях, а нередко и на корпоративных пятиминутках. Могу заверить, это не тюремный жаргон. Тюремный жаргон сильно отличается от того, как пишет Беркем. Я предполагаю, с известной долей риска, что он бывший офицер. Тем более здорово, что у него и очень хороший литературный язык, в отличие от большинства бывших офицеров, которые теперь решили писать книги. Еще раз спасибо за рецензию. Желаю вам приятных чтений!


В жаргонах я слабо разбираюсь, поэтому верю на слово. И, да, мне тоже кажется, что автор имеет/имел отношение к армии. Вообще, "Мародёр" производит хорошее впечатление, уровень отнюдь не самиздата, где у авторов зачастую хватает идей, но не хватает умения и даже банально знания русского языка.
Спасибо за комментарий. И взаимно - приятных книжных открытий. :)


Я перечитал и Карателя вчера. У меня возникло стойкое ощущение, что книги Беркема - это коллективный труд, прямо по "Т".


Хм... никогда об этом не думала, но выглядит вполне реально.


Автор женщина, давно об этом пишут. Не представляю даже, как в 2015 можно об этом не знать. Забавно, вроде есть интернет, но людям неинтересно посмотреть, поискать, почитать что-либо о самом авторе.