Больше рецензий

innuendo689908

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2014 г. 23:05

2K

4

Эту книгу я читал долго, ибо обилие фактов, имён, дат и оценок вынуждало быть внимательным. Многие профессиональные историки спросят: а зачем вообще всё это нужно? Ни для кого не секрет, что в научной среде Гумилёв котируется хоть и выше Фоменко, но всё равно не особо высоко. Несмотря на докторскую степень, обилие монографий и большую популярность в более-менее широкой среде думающих людей. Чтобы разобраться в моих впечатлениях от книги, отдельно выделю положительные и отрицательные моменты.
Начну с отрицательных, дабы уравновесить их потом положительными, а не наоборот.
Лев Николаевич Гумилёв - большой фантазёр, и это всем известно. При этом в данной книге он не особенно и стремится доказывать свою пассионарную теорию этногенеза - тот камень преткновения, в который упирается его концепция. Его идея пассионарных толчков, равно как и гипотезы об их происхождении, не выдерживают ни исторической, ни естественнонаучной критики. Все эти всплески пассионарности, фазы перегрева, надлома, гомеостаза и пр. разбросаны по тексту, как нечто само собой разумеющееся, от чего и пляшут все остальные выводы автора.
Ещё один момент - вольное, даже слишком, обращение с историческими фактами и источниками. Раз уж упоминает Лев Николаевич, что Александр Невский побратался с сыном Батыя Сартаком, что, кстати, отрицает большинство историков, так пусть даст ссылку на источник хотя бы. Если это сообщение проскакивало в летописях, то у меня на жёстком диске хранится ПСРЛ, могу проверить. Впрочем, независимо от того, в каком источнике упоминается это событие, нужно внимательнейшим образом к нему отнестись. Без исторической критики никуда, как известно... Увы, всё это подрывает доверие к труду в целом.
Теперь о положительных моментах. Может быть, они не такие глобальные и зубодробительные, но их чуть больше. Итак.
а) Гумилёв стремится дать историю взаимоотношений Руси и Степи на более широком фоне европейской и азиатской истории. И это я считаю правильным и нужным. Зачастую, сосредотачиваясь на какой-то частной теме, историк теряет из виду многие события, происходящие в это же время в другом регионе, которые либо имеют связь (прямую или косвенную) с предметом его изучения, либо могут пролить свет на природу изучаемого явления. Не хватает широты кругозора.
б) Гумилёв справедливо пишет о монголофобии отечественных и европейских авторов. В работах о кочевниках (не только о монголах, но и других народах) не хватает "взгляда изнутри". Практически все исследователи смотрят на них глазами тех народов, которые с ними соприкасались и для которых они были, конечно же, немытыми и жестокими хищниками, которые внезапно сваливались на них откуда ни возьмись, жгли, резали и грабили. Однако это лишь часть картины.
в) И ещё одно. Гумилёв заставляет думать, независимо от того, хотел он этого или нет. Читаешь и думаешь, а так ли всё было, как он пишет? Может быть, здесь он приврал. Или, наоборот, общепринятое мнение не так уж и истинно... В общем, хочется самому читать источники, другие исследования, думать, сравнивать, запоминать... Это лучше, чем плеваться, не читая, или, прочитав, уверовать в пассионарность и кричать о том, что "официальные историки врут!"
То есть, я не зря потратил время на эту книгу. Читал её с интересом да так, что захотелось изучить что-нибудь ещё по истории древней Руси. Надо знать историю своей страны. Особенно сейчас.

Комментарии


у меня трудности возникли с выбором книги для самостоятельного изучения истории.
для моего самообразования.
ведь когда ты сам решаешь что-то изучать, то делаешь это ответственно, хочешь выбрать более менее достоверный источник.. когда предмет изучения история, то достоверность источника в любом случае остаётся условной.
и я тоже начал с гумилева и его 'древняя русь великая степь'.


Ну так, если речь идёт об истории, всё-таки стоит различать источник и исследование. Источник это то, что непосредственно отражает исторический процесс и запечатлевает те или иные события или факты, хоть это слово и не любит наша собеседница. А то, что пишут учёные-историки, это уже исследованиев той или иной форме (статья или монография). Историографическая часть, в общем. И тут речь идёт уже не о достоверности, а о научной обоснованности, доказательности, глубине исследования. О признании в научном мире, если уж на то пошло. И книжка Гумилёва в этом отношении как раз не лучший пример. Хотя пишет он интересно =)


для меня текст - источник информации. о том и речь.

поэтому, различать источник и исследование, историчнские, может быть и стоит, вообще, но у меня с этим проблем нет, с различением.
правда, такой хренью собачьей, различением, занимаюсь крайне редко.

есть множество полуразложившихся исторических источников, которые мне самостоятельно сверять, исследовать, анализировать и откапывать, все, как-то недосуг, поэтому да - приходится выбирать готовые истортческие исследования профессиональных историков и читать их с должным уровнем сомнения. к счастью такой метод изучения истории обеспечивает удовлетворение моего притязания к предмету.


Если речь идёт о более древних временах, то я с вами полностью соглашусь - самому пытаться читать летописи и другие писания того времени, как говорится, себе дороже =) А вот если Вас вдруг 19 или 20 век заинтересуют, и даже 18-й, то в вашем распоряжении будет большое количество мемуаров, дневников, некоторые из которых читаются очень даже увлекательно. И даже переписка! Хотя всё-таки для этого нужен хоть какой-то уровень подготовки, знание эпохи в целом, критическое отношение к тому, что читаешь) Потому что каждый норовит показать, какой он умный и красивый и какие сволочи все остальные =) Ну или попросту на склоне лет многие сюжеты, излагаемые мемуаристами, забываются или искажаются.


Мне кажется, трудно придумать что-то лучше для начального самостоятельного чтения в целях самообразования, чем хороший вузовский учебник. Конечно, сильно увлекательным он будет вряд ли, но зато и минимален риск, что авторы унесутся куда-то на волнах своих исторических концепций. А потом, на базе учебника, уже можно расширять и углублять.


а я вот льва николаевича однажды выбрал читать.)


думаете в вузовском учебнике есть недостаток в исторических концепциях, допущениях, приближениях и умозренительных выводах ?

в истории, особенно древней, без допущений на самом деле никуда, как я разумею.

но это и не значит конечно что стоит изучать [ознакамливаться] историю по откровенному фентези, не буду говорить за чьим авторством [я не про гумилева].


Я имею в виду, что издания, преследующие чисто академические цели, как правило, пишут не для того, чтобы громко заявить о себе в научной среде и обозначить свежую теорию. Понятно, что анализ той или иной эпохи напрямую зависит от того, как он представлен источниками и как они изучены. Но определенные допущения и выводы (серьезные ученые все-таки стараются не злоупотреблять умозрительными) в связи с пробелами в источниковом материале - это не то же самое, что, скажем, пассионарная теория или фоменковские слоновьи танцы в посудной лавке, вот что я хочу сказать.


а вот кто-то вам может сказать, что такие издания часто складываются из того что один вторит другому осуществляя свою карьеру, защищая диссертации [и такое следование общепринятой парадигме, основывание своего исследования на соглашении с чьим-то выводом, а ведь возможно что и ошибочным, приводит нас к тому что подчас академическая среда становится не более чем фабрикой этих самых диссертаций]. любая 'сенсация' научная связана еще и с тем что сотни, а то и тысячи, людей до того думали о какой-то несуществующей ерунде.

не отказываться ведь от открытий и последующих сенсационных изменениях в объяснении мира из за того что есть люди которые такие сенсции искусственно придумывают, создают, например из низменных честолюбивых соображений.

я думаю что есть основания не доверять и вузовским учебникам.
я больше не доверяю вузовским учебникам, хотя и работы льва николаевича не противопоставляю так уж [и фоменко, уж коль вы его упомянули, рядом не ставлю с гумилевым].
это опасный путь.. знаете ли.. доверять своему чутью и как-то ориентироваться в этом мериаде мнений. каждому представляется возможность такую работу совершать, а то и самому что-то открыть..

и все просто. вы выбираете начать с вузовских учебников, я с фолк-научных текстов льва гумилева. я не думаю что кто-то не прав из нас. я не знаю у кого рискованнее путь.


Я не "выбирал начать с вузовских учебников". Я просто сказал, что считаю такой вариант оптимальным для человека, далекого от истории и желающего получить о ней определенное, не скандальное и не сенсационное, а, скажем так, более-менее "классическое" представление. То есть, если кому-то хочется начать с Гумилева, запретить ему, конечно, нельзя. Но мотивировка подобного выбора лично мне, например, не очень понятна.

А что касается оснований не доверять, то, как учит нас фильм "Матрица", они у нас есть применительно вообще ко всему. Просто стоит критически оценивать прочитанное, не падая с готовностью в теплые объятия первого встречного. Авторов учебников в том числе. Пусть на начальном этапе это и непросто.


безусловно, если по-уму, то следует читать скорее именно вузовские учебники, а то и школьные.

я по-уму не захотел.) например потому что в первую очередь хочу разобраться для себя, поразмыслить, а не поверить, сдать экзамен профессору, блеснуть умом или узнать как нынче объясняется мир вокруг.

а еще читать гумилева это не равно становиться его поклонником, гумилевцем каким-нибудь, и не двигаться дальше.


Не надо защищаться, я вовсе не обвиняю вас в чтении Гумилева, лишь предложил более "стандартную" альтернативу. :)


Так, для справки, раз вы уж критикуете научную работу по истории, пусть хреновую, но по истории, то не следует оперировать понятием "факт")
В истории нет фактов, это же не естественная наука, это все старые и опровергнутые выдумки позитивистов)


Если исходить из того, что факт мы понимаем как нечто свершившееся, отражённое в источниках, подтверждённое и осмысленное, то в Ваших словах есть резон. Надо другое слово подобрать. События, явления... Так лучше?) Или как сейчас принято говорить в научных кругах, освободившихся от позитивистских рамок?


Все эти всплески пассионарности, фазы перегрева, надлома, гомеостаза и пр. разбросаны по тексту, как нечто само собой разумеющееся, от чего и пляшут все остальные выводы автора.

а между тем, никто не доказал обратного, стараясь плюнуть в Гумилёва наиболее смачно


Чтобы что-то опровергнуть, нужно понять, откуда вообще автор взял это что-то и как он сам это обосновывает. Так что я ради интереса даже приобрёл другой труд Гумилёва - "Этногенез и биосфера Земли" в надежде на то, что там есть обоснование теории пассионарности с естественно-научной точки зрения. Поскольку исторического обоснования его теории я, к сожалению, не увидел.


Как я поняла его теорию, может дилетантски и слишком упрощенно, все эти пассионарные фазы – естественный и логичный порядок жизни, по его мнению, и я с ним в чем-то согласна.
Как он сам писал - *внутри каждой популяции на определенном временном отрезке появляется некоторое количество людей с повышенной жизненной энергией и тягой к действию*, они постепенно концентрируются в одном ареале обитания, в княжеских дружинах, в крупных населенных пунктах, там, где или решаются общественно-политические вопросы, или уже, как следствие, происходят военные столкновения. И эти пассионарии на разных ступенях общественного движения играют определенную роль. Пассионарием может быть и высший чин, и среди его окружения собираются такие же люди, на низших уровнях те же пасионарии просто хотят перемен и готовы ввязаться в любую заварушку. Уровень влияния конкретного пассионария и от происхождения зависит, и от умственных способностей, от организаторских талантов. Ведь и из простого народа выходили полководцы, оставшиеся в истории.
Потом концентрация личностей и идей достигает максимума, итог – войны, передел власти и земли. В войнах и заварушках постепенно большая часть пассионариев погибает. Обычным людям, без пассионарной склонности, потрясения не нужны и на смену войнам приходит этап мирного времени, заживления ран и накапливания новых сил. Постепенно рождаются новые пассионарии и все повторяется. И у каждого этноса свой временной отрезок для каждой фазы, иногда не совпадающий с соседями.
Гумилев просто проанализировал эти явления, разделил на фазы и дал им названия.
Так сказать, проследил круговорот пассионариев в природе. Логическое мышление, научно-аналитический склад ума и литературный талант )


я сейчас не скажу, в какой книге Гумилёв раскрывает свою теорию пассионарности. Могу лишь сказать, что она подтверждается разумными доводами Льва Николаевича. Основание - это анализ определённых исторических моментов, имеющих повторяющийся характер. Именно из этого была выведена закономерность.


Сразу, извините, видно ваши нерусские корни


Это Вы мне?


Любому народу правда до лампочки. Лишь бы нация была выставлена в лучшем свете. А чтобы придать этому пристойный вид - для этого есть историки. Причем, абсолютно разные. Как логичные, так и лиричные


Нам глубь веков уже видна
неразличимою детально,
и лишь историку дана
возможность врать документально.

У нас нет выбора, мы либо верим ему - либо нет. Я верю ему больше чем остальным. Его точка зрения имеет быть. да она не совсем научная. Но извините меня, любая гуманитарная наука - это не наука. Это больше философия.


Если не секрет, кого Вы подразумеваете под "остальными" и чем концепция Гумилёва приглянулась Вам больше других?


Странно, что вообще возникает вопрос об истинности либо спекулятивности теории этногенеза. Вроде бы ясно, что это над-история - попытка осмыслить макроисторические процессы. Стройная и непротиворечивая. Системный анализ - метод вполне естественно-научный, биологи пользуются и не жужжат. Могу посоветовать "Конец и вновь начало" и "Этногенез и биосфера Земли" - хорошо показывают диапазон фактического материала, проведены и проиллюстрированы аналогии чуть не от Шумеров. И, для зануд - "Синхрония". Там все фазы соотнесены с реальными событийными датами на материале нескольких цивилизаций.


Про "Этногенез и биосферу Земли" я писал чуть выше. Как раз о том, что хочу с ней ознакомиться. А "реальные событийные даты" можно трактовать по-всякому. И здесь же встаёт вопрос о репрезентативности. Как происходил отбор этих дат, по какому принципу?

P.S. респект за аватарку =)


За респект за автатарку реверанс. )
Репрезентативность, ясен пень, туда - в рамки. Я ж говорю - для зануд. А вот от упомянутых книжек получаешь неслабое удовольствие от прекрасного языка и безмерно повышаешь эрудицию. А научность... Ну какая научность может быть у теории, аксиоматика которой зиждется на постулатах типа "пассионарность - энергия человека (общества), необходимая и достаточная для разрыва шаблона бытия". Британские ученые вплотную подошли к созданию прибора для ее измерения. А абзац может начинаться со слов: "почему-то так происходит..." Явления, мол, того же уровня, что и гравитация, не так заметны - ну так смотрите. Хотите верьте - хотите нет. Я читал чуть не всего, но эти две самые интересные.
О - не посмотрел - вы ж историк - ну так и без моих комментов


Похоже, мы пришли к консенсусу =)


P.S. Параллельный пример: классификация и эволюционное дерево видов - составлено путем эмпирических обобщений. Дарвинистская теория к нему притянуто за уши.