Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 декабря 2014 г. 10:24

744

4.5

Кто такая Базилида?

Как правильнее читать книги – с подготовкой, неким культурным багажом или стараться избежать зашоренности, наработанного стереотипного подхода? С Горьким это особенно важный вопрос. Раньше это был главный писатель страны, икона, человек на пьедестале. Затем он стал жертвой традиционного российского спорта по выплескиванию младенца вместе с водой. В 90-е его почти убрали из школьной программы, стали переименовывать улицы, названные в его честь, и даже сняли его профиль с логотипа «Литературной газеты» (потом, правда, вернули). А так как обиженных у нас любят, Горький стал этаким новым Солженицыным, полузапрещенным, а потому интересным.

картинка red_star

картинка red_star

Вот перед нами «Сказки об Италии». Попробуем посмотреть на них без того флера, который тянется за их автором. Это сборник из 27 коротких экспрессивных историй, основную идею которых гораздо лаконичнее передал Джанни Родари в поэме «Чем пахнут ремесла?». Если же оставить ёрничество в стороне, истории яркие, чаще грустные, много пота и крови. Язык шероховатый, терпкий, напоминающий одновременно Бабеля искренностью и Грина выспренностью. Несмотря на подчеркнутую метафизичность текста, речь идет о реальных проблемах рабочего класса Италии (и не только) начала XX века – голод, болезни, ветхое жилье, трудовая миграция (аж до Австралии), борьба с помещиками (эти эпизоды живо напомнили «XX век» Бертолуччи). Горький подчеркнуто оптимистичен, он возлагает на детей огромные надежды по переустройству мира к лучшему. И очень печально осознавать, что надежды эти тщетны – впереди мясорубка Первой мировой, фашистский режим, авантюра Второй мировой, послевоенная разруха.

Как любая книга, написанная век назад, «Сказки об Италии» богаты культурными аллюзиями, которые не сразу считываются (по крайней мере, мной). Тут и Симплонский туннель,

картинка red_star

и картины Гогарта,

картинка red_star

и загадочная Базилида, в поисках которой мне не помог и Гугл:
«— Вот такова, вероятно, была Базилида! — Базилида — византиянка?».

Все вместе это складывается в мозаику (почти равеннскую) Италии, какой ее увидел русский эмигрант в конце «долгого XIX века». Интересна она, пожалуй, тем, что многие вещи не устарели, иные прямо на глазах приобретают прежнюю значимость, и в воздухе витает вопрос – не столкнемся ли мы с теми же проблемами, которые поджидали героев Горького всего через год-два после написания «Сказок…»?

Комментарии


И правда, Горького сложно воспринимать из-за его отношений с властью. Я вот как хочу сесть за его перечитывание, что-то все время удерживает. С Алексеем Толстым похожая история, хотя нет, там другое - Горький-то был искренен, а Алексей Толстой приблизительно так: "Ну, раз власть советская, стану-ка я советским писателем".


Но это же вечная история искусство/власть - Овидий и Август, Пушкин и Николай I, им же несть числа. Можно подходить как угодно - поставить себе шоры, отбросить заметную часть любой национальной литературы, а можно вынести за скобки и анализировать текст. Каждый выбирает сам. Я предпочел не сужать поле выбора, хотя это и вызывает проблемы с восприятием, тут вы правы.


Тема вечная, просто ведь разные писатели по разному эту вечную тему развивают и в своих произведениях и своими жизнями. Модель Горького - одно, Толстого - другое, Булгакова - третье. "Модель Булгакова" мне наиболее близка. Что касается "анализировать текст", то тут полностью согласен. В конечном счете именно текст должен дать ответы на все вопросы.


Я скажу вещь банальную, но от этого не менее правильную (IMHO) - книга живет отдельно от автора. Нам с вами может нравиться писатель как человек, его модель поведения, но книга, вышедшая в тираж, живет своей жизнью. Иногда это и хорошо, когда есть проблемы с восприятием автора.


Это вещь не банальная, а очень сложная на самом деле, потому как в момент-то сотворения книга никоим образом от автора отделена быть не может, и что касается качества текста, то оно напрямую зависит от всего жизненного опыта автора, в том числе, это качество может сильно пострадать в случае авторской сделки с совестью.


А может и не пострадать. И единственный способ понять - прочитать самому и оценить :)


Прочитать самому и оценить - это единственно верный способ безотносительно каких-либо рассуждений:)


Понравилась рецензия и... комменты;)


Спасибо :)