Больше рецензий

Soerca

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 декабря 2014 г. 00:03

237

4

Своё сознательное знакомство с Твеном я начала с его автобиографии. Конечно в школьные годы я наверняка читала что-то из его произведений, но отпечатка в памяти не осталось. И мне показалось логичным сначала узнать поближе автора.

Во Флоренции в 1904 году я открыл наконец истинный способ как писать автобиографию. Не выбирай, чтобы начать её, какое-либо определенное время своей жизни; броди по жизни как вздумается; веди рассказ только о том, что интересует тебя сейчас, в эту минуту; прерывай рассказ, как только интерес к нему начинает слабеть, и берись за новую, более интересную тему, которая пришла только что в голову.
И еще: пусть этот рассказ будет одновременно автобиографией и дневником.

Именно таким образом и построена эта книга. Конечно в начале, первые рассказа 3 идут еще автобиографически правильно, но потом постепенно принимают вид дневника, в котором попеременно описываются как события того дня, так и какая-либо история из прошлого. Чаще всего историю из прошлого пробуждает в памяти как раз, случившееся в тот день: газетная заметка, визит или случайный поток воспоминаний.
Я нисколько не жалею о потраченном времени. Книга читалась относительно легко. Конечно, когда встречались уж очень подробные описания мест и каких-либо размышлений, шло туговато. Но в награду за каждое такое преодоление следовали истории, которые просто пролетали перед глазами. Упорядочить впечатления не получается - они такие же сумбурные и беспорядочные как и сама автобиография.Могу только выловить несколько самых ярких моментов.
По утверждениям одного френолога (изучение шишек на голове человека) и полутора десятков хиромантов (чтение ладони) - у Марка Твена напрочь отсутствует чувство юмора. Утверждение весьма забавное само по себе.
В юные годы автор был крайне верующим и, если не набожным, то боящимся гнева божия. А к старости он стал "абсолютно уверен в отсутствии бога".
Твен крайне самокритичен и в мемуарах не скрывает этого. Он описывает какие-то ситуации или события, и честно признается, что он гораздо хуже, чем хочет казаться.

Стедмен был прекрасный человек. Олдрич был прекрасный человек. В чем же дело? Они были тщеславны. Если сложить тщеславие того и другого, в сумме будет мое тщеславие, а дальше идти уже некуда, если оставаться в пределах реальности.

Несколько романов остались не закончены из-за лени автора. по его собственному признанию - продолжение было готово в голове, но было крайне лениво браться за перо. Это крайне досадно, по крайней мере для меня.
Клеменс, таково настоящее имя Твена, был абсолютно не способен даже к элементарнейшим логическим размышлениям. И это видимо компенсировало его литературный талант. К слову о талантах, он не восторгался ими, даже у себя, и считал, что раз это просто дано от рождения, то и не достойно восхваления.
Очень интересно было читать о выборах, президентах и вообще всей политической системе в изложении очевидца, с очень незаурядным мнением))
А еще я безумно завидую Твену - он жил в эпоху изобретений, изменивших мир - телеграф, телефон и подобные им. С некоторыми из изобретателей был знаком лично и признавал ценность изменений.
Резюмирую, могу сказать, что эти мемуары открыли мне новый взгляд на ту эпоху и на самого писателя.

Прочитано в рамках "Игры в классики", а также игр "Спаси книгу - напиши рецензию" и "Урок литературоведения"