Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

26 ноября 2014 г. 10:44

355

5

Глупая неуместная мысль. Одновременно смешит и раздражает: Боже, не попусти, чтобы Бондарчук экранизировал "Жука в муравейнике". Для белокурой бестии из его "Обитаемого острова" есть тут готовая роль. Не помнила, что Максим Камерер сквозной персонаж обоих романов. Может в силу того, что личностные характеристики детектива-рассказчика не так важны. На этом месте мог быть любой, с каким угодно именем, здешний Камерер не очень связывается с Мак Симом.

Или нам с "Островом" повезло друг с другом больше: пришел в юности, перечитан взрослой. Более-менее осмысленный возраст. "Жук в муравейнике" лет в десять-одиннадцать, выпрошенный у кого-то на день и напрочь успевший забыться. Кроме стишка: "Стояли звери около двери". Да вот жаль еще кого-то было до слез. Нет, ничего не забылось, перешло на иной уровень, глубоко внедрилось, сформирвало, сколько возможно, вкусы. пристрастия, эстетические категории. Много чего.

Запомнились эпизоды из отчета Льва Абалкина о работе на планете Надежда. Ярко, как воочию увиденный светящийся павильон, наполненный игрушками, сумасшедшие в трико арлекинов и колпаках с бубенцами, страшная тварь в "стакане" (в своем детстве представила его чем-то вроде плексигласовой кабинки, вокруг которой гарцует героиня Муравьевой "позвони мне, позвони"). Картины эти частью наслоились, частью переплелись с саймаковыми "Воспителлами", примерно тогда же читанными. Не уверена, что именно там волчок, посредством которого (глядя на убегающие спирали, вслед за ними) уводились люди из нашего мира. Если не там, значит была еще третья книга.

Но совершенно не помнила, откуда происходят эти картинки. Еще почему-то как мгновенным оттиском плачущую Майю Глумову. То, как сквозь пальцы ее текут слезы. И сочетание имени-отчества врезалось в память. Тоже без связи с книгой. Откуда-то. И старый учитель, как он угощает журналиста малиной с молоком. То есть, именно так и воспринимала. Какое-то расследование, какой-то КОМКОН2, то ли планетное КГБ, то ли наподобие. И почему бы сотруднику не быть, впрямь, журналистом - это же круто. Тут главное не на Земле - на планете, откуда людей увели. И скоро узнаю, куда именно. И кто. И зачем.

Вот-вот, уже сейчас все раскроется и... Да что ж это такое? Зачем убили? Он был плохой? Но почему так жаль? И эта женщина с именем. как у меня кричит. Она любила его. Тогда тем более нельзя было убивать. И самое главное, мы теперь не узнаем, куда увели людей с той планеты. Обиделась на книгу, много обещавшую и жестоко обманувшую. А фундамент уже заложен. Жизнь - сложная штука и простых решений в трудных ситуациях не бывает по определению. И можно быть лучшим человеком на земле, будучи при том потенциально опасным. Как бомба с отсроченным механизмом запуска.

И ничья любовь не спасает. Или спасает, но тогда нужно согласиться стать вещью того, кто любит. Ты вещью, а он тебе весь мир и пару коньков в придачу. Не хочешь так? Хочешь человеком? Тогда любви не будет. Сложно все это для десяти- (или одиннадцатилетнего, не помню точно) человека. Но сейчас и представить трудно, какая часть того во мне, что считаю неотъемлемо своим, заложена была тогда. На то же и гении Стругацкие.

Комментарии


Гениальность, очевидно, в том, что через год даже имен героев не помнишь

Обитаемый остров, кстати, помню чуть лучше и благодаря Бондарчуку


Ну о чем вы?
Конечно не помнишь. Ни имен, ни подробностей сюжета. Треть века и единичное прочтение. Если можешь сказать о литературном произведении, что знаешь его хорошо, это значит либо перечитывал его, либо обсуждал после чтения, либо не выходишь из его пространства (как у русских с Пушкиным: "Мой дядя, самых честных правил...")
Гениальность в том, чтобы как сложнейшую операцию лапороскопией (не уверена, что без ошибок слово) произвести. Раз - и подсадить в ум, сердце, самое существо человека то, что станет его основой. Или инициировать развитие прежде бывшего, но спящего, латентного.
В моем детстве было кино"В моей смерти прошу винить Клаву К.", первая роль Шевелькова, кажется. Так вот, героиня там говорит: "X все время дарил мне себя, а Y подарил мне меня". Извините за лирику. Они подарили мне меня.


Помню, что книга "Клава К" абсолютно гениальна, чего не скажешь о невротическом фильме


Представьте, так темна, что о существовании книги и не догадывалась. Это кино лет в шесть-семь смотрела и не задумалась тогда об источнике. С "Вам и не снилось" и "Ну когда же пойдет снег?" (был очень хороший телеспектакль) иначе. Там сразу искала и находила литературную основу, постарше была. Но фильм замечательный, зря вы так.


Это вам молоденький Шавельков нравится, как сказал бы дедушка Фрейд


Ужас, оказывается 9 было. Совсем старушка. Не нравился ни милипусечки, он наоборот таким противным казался. После с огромным трудом связала образ гардемарина с этим мальчиком. Никак не совмещалось. Хотя гардемарины - не мое уже было, поколение "младших сестренок". Как-то очень четко зналось с самого начала: это вот история, которая станет для тех, кто на десяток лет моложе. чем стали Мушкетеры для нас.


Фильм очень слабенький, по сути - одни пафосные патриотические лозунги


Да вы что! Даже начало до сих пор помню, когда ревущего мальчика в сад привели. И листья кленовые из той осени. И свет такой особенный, осенний. Как может быть слабым фильм с таким запоминающимся видеорядом?


При чем здесь Клава, если мы о гардемаринах


Просто не поняла, что мы о Гардемаринах. Книгу довелось почитать много времени спустя, очень понравилась. А кино, мне стыдно, но толком и не видела ни разу. Только и помню оттуда - песни. Зато все, кажется.


Вы ничего не потеряли. Фильм украшают Никита со слугой да Боярский. А все остальное чухня. Даже есть продолжения, которые я не смотрел, едва разглядев фамилию Орбакайте. Зато был дома у главбуха этой картины и был очень впечатлен размахом российского кино


А вы уверены, что уровень благосостояния главбуха картины зиждится только и исключительно на размахе российского кино? Я в том смысле, что может человек подрабатывает мытьем подъездов. Или у него были богатые предки.
Орбакайте хороша даже когда поет маленьким своим голосом. Актрисой же люблю ее со времен Чучела. Смелая, сильная, трудолюбивая и далеко не бесталанная девочка.


Да, она чучело и есть. Это та крыша, выше которой она не прыгнет уже


Неправда ваша. Фике из нее замечательная получилась. И еще, мне довелось недавно читать книгу, в жанре альтернативной истории из несколько болеке поздних времен, но с героиней так же приезжающей в Россию из Германии и кровной родственницей Екатерины Великой. Внешне такой лиской. Перед глазами все время была Кристинка в этой роли. Поначалу пыталась отгонять-корректировать, потом рукой махнула, очень уж плотно вошло в пазы.


А "Обитаемый остров" перечитала за пару месяцев до выхода на экран фильма. Он был жив в памяти и фильм Бондарчука особенно плох оказался именно на этом фоне.