Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

19 ноября 2014 г. 06:23

897

5 Да будет судьба России крылата парусами!

Отличное издание, очень приятная в ощущениях обложка, бумага великолепного качества, всё в порядке с переплётом и прочими книжными премудростями. очень много карт — как старых, так и более современных, хотя и не последних. Много схем, рисунков, гравюр, картин и карандашных зарисовок — всё это как выполненное во время экспедиции её штатными участниками, так и вставленное в книгу уже сейчас в качестве дополнительного иллюстративного материала. Единственный огрех, который бросился в глаза — вся вторая и третья глава книги на колонтитулах ошибочно отнесены ко второй части, хотя на самом деле нумерация глав сквозная и вторая часть состоит из глав 5, 6, 7. Однако это совсем не мешает радостному, практически праздничному восприятию книги.

Поскольку это всё-таки не художественная книга, а отчёт капитана корабля и руководителя экспедиции, основанный на своих собственных дневниковых записях и бортовых журналах, то не нужно ожидать от книги яркого великолепия языка. Скорее наоборот, книга написана сдержанным, малоэмоциональным, скупым на эпитеты, но точным языком. Образности и выразительности которого хватает, чтобы не только понять написанное, но и представить себе и состояние экипажа (служителей) и других членов экспедиции, и то, что творилось на корабле и вокруг него во время самого плавания или стоянок на берегу.

Рекомендую всем, кто тяготеет к этой теме — открытий и путешествий. И даже подростки могут заинтересоваться книгой как раз из-за качественного и красочного её оформления — рассматривание картинок всегда привлекало мальчишек, грезивших и парусах и штормах...

Дальше то, что ЗАЦЕПИЛО...

Дальше то, что ЗАЦЕПИЛО:
1. Инструктажи от государя, морского министра и прочих инстанций — везде проскальзывает непрестанная забота о людях экспедиции, да и о возможных дикарях разного рода тоже, постоянно упоминается о необходимости сохранять жизни и здоровье членов экспедиций поелику возможно будет. А с дикарями надлежит быть ласковым и без крайней нужны оружия не применять, а наоборот, дарить что-то и обменивать. И потому на борту экспедиционных судов всячески поддерживалась обстановка бодрости духа и веселия

"...они пели песни, играли, забавляясь русской, казацкой и цыганской плясками; иные пускались в английские контрдансы, которым выучились на шлюпе; перескакивали друг через друга. Все сии забавы служили к поддержанию здоровья, ибо от движения тела, сопряжённого с внутренним удовольствием, питаются жизненные силы, а потому я старался служащим под начальством моим доставлять и то и другое"


1.1. Не менее бережное отношение было у членов экспедиции и по отношению в животным и растительному миру. И хотя отдельные птицы и животные членами экспедиции отстреливались, но делалось это только в исследовательских целях, а без нужды люди старались даже не нарушать покой гнездящихся птиц

"Над островом беспрерывно вилось бесчисленное множество фрегатов, бакланов, морских ласточек и ещё особенного рода, неизвестных мне, морских птиц не более голубя. Как остров не был ещё известен, то, вероятно, человеческая нога не прикасалась к сему берегу, и ничто не препятствовало птицам здесь гнездиться... Природа, общая всем мать, бдительно печётся о всех творениях, доставляет сим птицам безопасное место, где они размножаются спокойно, и сей остров предназначен, кажется, в особенный удел морским птицам"

1.2. Об отношении к дикарям и прочим нецивилизованным народам красноречиво звучит рассказ Беллинсгаузена о случаях, когда впервые видевшие европейцев дикари, не знающие ещё силу огнестрельного оружия, старались причинить какой-то вред участникам экспедиции, ударить камнем или уколоть копьём. Но и тогда команды открыть огонь на поражение дано не было

"...я не решился послать гребное судно на остров, жители которого так вероломны и держат в одной руке мирную ветвь, а в другой — для убиения камень; я не мог послать иначе как... сильный вооружённый отряд и показать островитянам ужасное действие европейского оружия... но я не хотел наносить вред островитянам, тем паче, что первое изустное мне приказание от государя было, чтобы везде щадить людей и стараться в местах, нами посещаемых, как у просвещённых, так равно и у диких народов, обходиться ласково и тем приобрести любовь и оставить хорошую о себе память и доброе имя"

Поистине о государстве думали!

2. Список имущества и предметов для обмена с дикими народами впечатляюще интересен — в основном разные инструменты металлические (среди списка много названий предметов и вещей, которые и не знаешь, что из себя представляют и для чего предназначены), всё самое простое - топоры, лопаты, грабли (условно говоря) - вот ценности, какие тогда были. Попробовал представить сейчас аналогичный список, и понял, что первые мысли о каких-то компьютерах и прочей фигне выскочили :-))

3. Повествование ведётся в виде ежедневного дневника, и очень часто, едва ли не каждый день обязательно указывается температура воздуха и воды, и тут же температура в трюме со "служителями" кораблей, т.е. у экипажа и прочих экспедиционеров (кстати, не так уж и жарко, всего около 8-10 по Цельсию). И постоянные заботы о рационе моряков, о разнообразии стола... Трогает то, что всё это не для отчёта написано, а простая фиксация того, что было на самом деле.

4. Тут же противоположные картинки работорговли увиденные во время стоянок в Бразилии, когда португальцы торгуют невольниками и невольницами всех возрастов и управляют рабами с помощью кнутов. Искреннее и неподдельное негодование Беллинсгаузена и его офицеров по этому поводу (вот вам и просвещённые цивилизованные европейцы!)...

5. Довольно часто встречаются поправки к определениям широт и долгот тех или иных мест или географических объектов (островов, проливов и пр.), сделанных ранее либо их первооткрывателями, либо другими исследователями и мореплавателями. При этом порой попадаются сноски современного издателя о том, что определения географических координат, произведённые экспедицией Беллинсгаузена-Лазарева, либо полностью совпадают с современными их значениями, либо очень близки им. В общем, поймал себя на горделивом и простительном чувстве типа "Знай наших!" :-)

6. Видно, что автор записок Фаддей Беллинсгаузен в совершенстве владеет искусством не только наблюдения, но и способностью внятно и ёмко описывать увиденное. очень часто мы встречаем на страницах книги подробные, в цветах и оттенках, в пёрышках и клювиках детальнейшие описания встречаемых во время путешествия птиц, то же самое касается растительности и животного мира, а также всех встреченных людей из австралийско-новозеландско-островного региона... И сразу книга приобретает другие, совершенно научные оттенки и смыслы.

7. И очень выразителен и без всяких дополнительных пояснений и трактовок понятен один из последних кусочков беллинсгаузенского текста, написанный по следам второго пребывания в Рио-де-Жанейро

"...почти вся бразильская торговля была в руках англичан. Они одни имели право привозить изделия фабрик своих, за которые платили только 15%, тогда как купцы прочих держав за привозимые товары должны были платить по 24%... кажется англичане стараются уменьшать доверенность к португальскому купечеству в Бразилии..."

Ничто не меняется в этом подлунном мире, разве что монополистами выступают другие державы...

8. Ещё едва ли не в восторг привёл рассказ Беллинсгаузена о том, как производились инструментальные определения долгот и широт — автор педантично указывает, какие параметры, показатели были у каждого из одновременно определявших географические координаты, и порой количество этих обсерваторов составляло 3-4 человек. Представляете, какая принципиальная скрупулёзность и научная добросовестность. Никаких приоритетов, неважно, капитан ты, штурман или просто офицер корабля — все цифры одинаково вносятся в журнал, а при случае ещё и сверяются с данными, полученными во время экспедиций Кука и других мореплавателей... Впечатляет, однако!

Книга прочитана в рамках МФМ-6 Клуба книгопутешественников, моя искренняя благодарность соучредителю клуба Ольге Хойти Clickosoftsky за подаренную книгу, которая доставила много радости самим фактом своего существования, возможностью чтения, и тем, что будет стоять на полке среди остального полярного великолепия :-)

Книга прочитана в качестве БОНУСа в игре "Долгая прогулка", уровень 11, ноябрь 2014 г. (ПЛЮШКА за "Дюну").
Вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном, Михаилом Лазаревым и почти двумя сотнями других участников экспедиции открывали Антарктиду члены команды "Знак четырёх": подшкипер Виктория sola-menta , подштурман Маргарита margo000 , обсерватор учёный-естествоиспытатель Вадим serovad и матроз 2-й статьи Анатолий strannik102 .

Комментарии


Порадовал, взаимное спасибо!
Тоже люблю такие книжки, а поскольку запаслась Обручевым и Рерихом из той же серии, всенепременно буду читать.


Да, такие книги есть смысл покупать, поскольку они практически не подвержены влиянию времён и вкусовщины


Да. Я вот тоже с трепетом отношусь к тому, что ВНЕ времени и вкусовщины!


Ох, ну как же это исхитриться и объять необъятное! Ведь сразу же захотелось почитать.
Обсуждение явно сулит много интересного!!!


А у меня на самом деле это было перечитывание, первый раз читал в гораздо более юном возрасте вот в этом издании (отец принёс из библиотеки в/ч)


А вот ТУТ на всякий случай для любителей карта плавания


Эх, жалко, что я особо не читаю такие книги, да и некогда совсем за них браться....
Ты написал так, Толь, что у каждого второго, прочитавшего твою рецензию, как минимум, потекут слюнки от аппетитности и самой книги, и сферы жизнедеятельности, описанной в ней....
Здорово! Мне так понравилось!


А я с детства такие книги читаю и люблю, совсем моя тема :) Спасибо, Рита! :)


"Все сии забавы служили к поддержанию здоровья, ибо от движения тела, сопряжённого с внутренним удовольствием, питаются жизненные силы, а потому я старался служащим под начальством моим доставлять и то и другое"


Вот бы нашему начальству в уши! :)

А в цивилизованных Европах не сильные изменения произошли со времён Беллинсгаузена, судя по рецензии :)

Удивительная какая забота об экипаже, даже как-то странно слышать. До всех матросов дело есть. Настоящий капитан.


Да, вот понятно, что забота происходила не только от человеколюбия, но и от знания и понимания, что больной матрос задачу не выполнит и с больным экипажем никуда не приплывёшь, но всё равно, трогает ответственное отношение к порученному делу, и даже к устному распоряжению, не подтверждённому никаким письменным приказом... :)


Несмотря на понимание, что это в интересах экспедиции, всё равно приятно.


Обстоятельно книгу разобрал, молодец. Прямо захотелось прочитать. У меня в хотелках книга подобного жанра, только не мореплавателя, а инженера железных дорог Андрея Дельвига.

А с каких это пор ты у нас в матрозы разжалован?


Дык это... командовать на корабле завсегда кому найдётся, а паруса ставить всё одно матрозы должны :-)


Словно сама книгу прочитала))) очень интересно.


Да, вот этот сохранённый стиль речи тех лет не отдаляет от нас путешествие, но наоборот делает нас практически участниками плавания :)


У нас книга дороговато стоит))) эх...