Больше рецензий

Merkurie

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2014 г. 17:34

450

4

картинка Merkurie «Слова заканчиваются, смысл длится бесконечно»
Необычным для меня было погружение в атмосферу Дамаска, так и хочется сказать "древнего", так как ощущение почему-то было, что действие происходит в средние века, но нет: середина 20-го века, небольшие райончики неподалеку от Прямой улицы, самой известной улицы в Дамаске: она ведет в старый город через христианский квартал Баб Тума, еврейский квартал, и разветвляется на мусульманские улочки и переулки, заканчиваясь в окрестностях мечети Омейядов. На всём протяжении Прямой улицы, дома очень близко находятся друг к другу, так что жители очень легко могут подглядывать в окна соседей на противоположной стороне, от чего пища для сплетен не исчезает никогда. Дом известного каллиграфа находится на пересечении трех кварталов... Таким образом можно погрузиться в очень разнородный мир Ближнего Востока, где слухи мгновенно распространяются от одного к другому, и из закусочной в закусочную. Автор запечатлел страну в тот момент, когда в ней еще было множество старинных достопримечательностей и Дамаск еще в том облике, когда богатые жители не переселились в пригороды и не оставили великолепные Османские дома, когда ещё жители еврейского квартала не иммигрировали в Израиль и Америку, когда ещё многие христиане Баб Тума не переехали за границу… а имя каллиграфа было известно всему городу и почитаемо всеми. Можно в мельчайших деталях рассмотреть все эти постепенно исчезающие реалии, погрузиться в почти сказочную атмосферу Дамаска. Хотя не обошлось и без политических интриг на религиозной почве: есть "Чистые", общество исламских консерваторов, которые не допускают, чтобы арабский язык - язык Пророка, подвергался каким-либо изменениям, и необразованные чиновники в новом правительстве, которых вообще мало волнует каллиграфия и культура. Сам же Великий каллиграф Хамид Фарси, который в начале романа кажется очень холодным и эгоистичным человеком, в итоге оказывается не так уж и прост, ведь он начал опасное дело реформы арабского алфавита, и являлся руководителем тайного общества, которое стремилось не просто изменить внешний вид букв, но и добавить новые, а некоторые старые буквы удалить. А такое многими рассматривается как грех против ислама. Вот так, даже алфавит, как оказывается, может стать причиной политических интриг.
Самой же интересной для меня была информация о том, что каллиграфия - это особый вид искусства, что существует несколько видов арабской письменности и настоящий каллиграф-мастер должен прекрасно владеть знаниями по геометрии и математике, многие годы учиться создавать краски, чтобы стать признанным. Это особый узор из слов, который хранит скрытый смысл и для многих, даже кто умеет читать по-арабски, арабская каллиграфия является большой загадкой без отгадки.

Собственно, что есть арабский шрифт, как не музыка для глаз?

Вторая часть романа поэтому показалась более интересной.