Больше рецензий

sofiakov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 ноября 2014 г. 19:07

397

4

«В период между 1940 и 1945 гг., чтобы восполнить понесенные на войне людские потери, на территориях, оккупированных вермахтом, осуществлялась обширная программа «германизации» детей разных национальностей. По приказу Генриха Гиммлера в Польше, на Украине и в Прибалтийских странах было похищено больше двухсот тысяч детей. Школьников отправляли в специальные центры, где они должны были пройти «арийское» обучение; малыши, в том числе множество грудных детей, прошли через центры Лебенсборна («жизненный источник» — пресловутые нацистские «конюшни»), а потом были отданы на усыновление в немецкие семьи.»

Роман имеет линейную структуру, но наоборот: от современности к прошлому, охватывая период в 60 лет. Повествование идет от лица 6-летних детей: мальчика по имени Сол, его папы, его бабушки и его прабабушки.

2004 год. Сол (Соломон), мальчик 6 лет, у которого в голове черт знает что. Он избранник божий, номер один в мире, центр вселенной. 

«...я король, Уникальное Светило и Единственный Сын, меня породили Google и Господь, я бессмертное и всемогущее дитя Сети. Если перевернуть WWW, получится МММ: кроме Моей Магической Матери, которой я позволил это заметить, никто не подозревает всего блеска, светозарности, лучистости моего мозга, который в свой час преобразится в спасителя Вселенной.»

"Бог везде и во всем", - думает Сол, при этом дрочит на порно ролики с зоофилическим и насильственным содержанием. На проповеди священник говорит об изнасилованных женщинах в Ираке, а Сол опять дрочит, прикрываясь молитвенником. Похоже, вездесущий бог страдает косоглазием. 

(Здесь автор, по-моему, перемудрила, поверю, что этим занимаются в 11 лет, но в 6? Слово "трахает" встречается в главе 8 раз. Немного странно, учитывая, что рассказчик - 6-летний ребенок.)

1982 год. Рэндл. Мальчик, рисующий людей без туловища, поглаживающий "летучую мышь", обожающий свою бабушку Эрру. Хайфа, Израиль. Или Хайфа, Палестина, как утверждает чудесная арабская девочка ("самая красивая девочка на свете"), в которую еврейский мальчик Рэндл влюблен. Как понять войны, которые ведут взрослые, как разобраться детскому уму во всех этих кошмарах, когда 

«Мало-помалу до меня дошло, что мои рисунки воплотились в реальность: в Ливане сейчас уничтожают людей, руки, ноги, головы летят в разные стороны, сотни мертвых тел тысячи мертвых тел мертвые дети мертвые лошади мертвые старики груды целые семьи они смердят…»

Растерявшийся Рэндл, убивающий своего лучшего друга Марвина.

1962 год. Сэди. "Печаль", "Садизм" или "Принцесса"? Бедный-бедный ребенок, которого лупят линейкой по запястьям на уроках музыки, у которой болят ноги от слишком маленьких по размеру пуантов, а нужный размер не покупают, потому что и так сойдет, который ненавидит занятия в скаутской школе, потому что не умеет вязать морские узлы, да и килт жмет. И который доброго слова не слышит от бабушки и дедушки, с которыми живет. Единственный "свет в оконце" это мама - начинающая звезда, певица, свободный человек. Да только далеко она, гастроли, концерты, репетиции, а на Сэди у нее нет времени. Вот и познает девочка этот мир сама, как умеет:

«Может, люди играют роли не только на свадьбах, но вообще всю жизнь? Может, консультируя сумасшедших, дедушка играет роль психиатра, а мисс Келли играет роль злой учительницы музыки, когда бьет меня линейкой по пальцам? Может, в глубине души каждый из них — кто-то другой, но всех заставили выучить реплики, всем выдали дипломы, и они идут по жизни, играя роли, и так к этому привыкают, что не могут остановиться?
Мама — другое дело. Чтобы играть роль певицы, нужно быть певицей, тут не смошенничаешь. Наверное, моя мама — единственная из всех не притворяется, она — та, кто она есть на самом деле.»

1944-1945 годы. Кристина, Крыся, Клара? Кто же ты, славная милая девочка, умеющая петь без слов, умная не по годам, с таким редким добрым сердцем? Оказавшаяся волею судьбы в Германии в самом конце войны: 

«...прохожие бросают на нас равнодушные взгляды и идут себе дальше, они слишком много пережили, их города сгорели, они видели обугленные трупы людей, втрое уменьшившихся в размерах, они знают, как горит на телах белый фосфор, перед глазами у них стоят навечно застывшие в неподвижности багровые, лиловые, коричневые мумии, трамваи, набитые зажаренными заживо пассажирами, оторванные женские руки, валяющиеся на земле, человеческие головы размером с теннисный мячик, кучки пепла и кости, бывшие когда-то живыми людьми…»

Я ничего не знала о Нэнси Хьюстон кроме того, что она - жена Цветана Тодорова, о котором я высокого мнения. После прочтения вижу, что это интересный автор со своим стилем, поднимающий в своем творчестве важные проблемы человечества, но рекомендовать не буду.

7/10