Больше рецензий
6 ноября 2014 г. 23:03
795
5
РецензияКак известно, Тургенев и Достоевский друг друга недолюбливали. А временами довольно резко друг о друге высказывались. Тем забавнее мне было читать «Несчастную» – казалось, написал её не Тургенев, а как раз Достоевский.
В повести всё, что Фёдор Михайлович так любит: несчастная, чувствительная и склонная к экзальтации барышня, униженная и оскорблённая; благородный и наивный рассказчик, не совсем Мечтатель, но что-то вроде того; пошляк-отчим, не лишённый садомазохистских наклонностей; крайне неприятный и неопрятный сынок; юноша, неплохой, но слабый и поверхностный. И страсти, страсти: низкие, тёмные, с неожиданным просветом, а потом опять всё чернее и чернее. Плюс финал – горький, отчасти безобразный, отчасти умиротворяющий.
Единственное, что не давало забыть, что вещь написана Тургеневым – его полнокровный, ёмкий и выразительный русский язык. Тут с Тургеневым мало кто сравнится (точно не Достоевский, который кто угодно, но не стилист). Пожалуй, от языка получаешь наибольшее удовольствие, поскольку история бедной незаконной дочери не слишком оригинальна и, к счастью, не слишком актуальна. Конечно, Тургенев затрагивает здесь «вечные вопросы»: не был бы классиком, если бы не затрагивал. Скажем, почему люди ничтожные так любят куражится над теми, кто лучше, чище, тоньше и образованнее них. Или почему человек готов легко поверить оговору, даже если информация сомнительна, а оговаривают человека достойного. В плане понимания человеческой психологии Тургеневу тоже мало равных. В этом смысле даже достаточно проходные его вещи интересны.
Прочитано в рамках "Игры в классики"
Комментарии
О, это "бич" современного общества. Видимо, ничего не меняется. А какой Тургенев даёт ответ?
Повышают самооценку. :)
Наташ, ты говоришь о следствиях. А причина - как раз убогость этой самой оценки. Плюс страшное раздражение на "другого", того, кто на тебя не похож. Ну, и зависть, куда ж без этого.
А, это безусловно, спасибо.
А я, кстати, не очень дружу с Тургеневым.
Я обожала его в юности. А старая любовь не ржавеет:)
А, надо побольше почитать его, но пока руки не доходят.
Да-да, любовь не ржавеет - точно. В моём случае это Набоков)
Неизвестно, что бы было со стилем Федора Михайловича, если бы у него, подобно большинству тургеневых, было время и средства на длительную шлифовку произведений. Это же так необходимо для русского творчества - диван, кухарка и заграница
Условия жизни и творчества у ФМ и Тургенева действительно были неравные. Но Достоевский по моему разумению стиль вообще не считал особо важным - для него главное идею было донести а оттачивать слог ему было неинтересно.. Для ФМ этика была важнее эстетики... А для Тургенева наверное обе
Согласна. Поэтому те, кто любят в литературе прежде всего стиль обычно предпочитают Тургенева:)
Мне кажется, что кроме техники, стиля, содержания есть еще и авторская энергетика, наверное так можно назвать ) Тургенева не люблю, несмотря на то, что в литературе для меня стиль на первом месте)
Можно назвать это совпадением темперамента:) Я нежно люблю "Отцов и детей", "Асю", "Первую любовь". Прекрасная пьеса "Месяц в деревне". Остальное давно не перечитывала, так что это больше воспоминания:)
"Первую любовь" за что, если не секрет?)
Полагаю, за радость узнавания:) Я неплохо знаю такой тип женщин и неоднократно наблюдала подобные отношения. Собственно, Достоевский часто описывает что-то подобное, только в сильно гротескной форме.
Велика радость))) Ну, на вкус и цвет...)))
Ну, мне содержания у Тургенева вполне хватает. Психологизм Тургенева для меня часто много убедительнее, чем теоретизирования уважаемого Фёдора Михайловича. Но это дело вкуса, понятно.
Лев Николаевич сказал "мало", значит мало)))
Не знаю, у меня нет склонности к разбору произведений, у кого там психологизм, у кого теоретизирования. Нравится что-то - принимаю безусловно и без выяснения причин)
Про энергетику не зря написала - в основном она - причина приятия чего-то или наоборот)
Я к Тургеневу отношусь в целом неровно, и среди любимых авторов его не назову, хотя "Первую любовь" очень люблю с юности, и пьесы тогда нравились. Язык его - это, правда, удовольствие, и некоторые рассказы - совершенно блестящие.
А вот эту книгу вообще не помню. Прочитать, что ли? :)